Сегодня Испания и весь мир в частности отмечает День Рождения знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди, который родился в Реусе (Каталония) в 1852 и прожил 74 удивительных года, наполненных воплощением неповторимых произведений архитектурного искусства.
Антони Гауди родился в 1852 году в каталонском городе Реус в семье ремесленника. В Барселоне он изучал архитектуру и завершил свое обучение в 1878 году. За это время Каталония пережила период культурного и политического возрождения, так называемого Ренессанса, во времена экономического и городского роста, потому что крупный патронат буржуазии не хотел смешиваться с европейскими течениями.
Всемирная выставка 1888 года повлияла на рождения модернизма. Гауди преодолел преобладающие исторические стили эклектики 19-го века и разработал собственную эстетику со своим отличительным, но трудным для классификации стилем.
Гауди был не только архитектором, но и дизайнером, обладающим особой способностью синтезировать культурные испанские традиции и смелый подход к применению новейших технических решений, при этом понимая все тонкости создания гармоничного симбиоза творческой мысли и элементов искусственного происхождения в своих сооружениях.
Антонио Гауди стал движущей силой каталонской архитектуры на пути к всемирной известности и безупречной репутации, а его произведения приобрели статус эталона уникального зодчества.
Именно модернизм повлиял на творчество великого архитектора Антонио Гауди, так как в XIX и XX веках был активным участником этого нового для того времени движения.
Неповторимый каталонский архитектор, вдохновившись популярными неоготическими и органическими стилями того времени, стал автором одних из самых культовых и узнаваемых зданий Барселоны, ради которых миллионы туристов каждый год посещают Испанию. Среди величайших творений Гауди Саграда-Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства, включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005) и Дом Мила (включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984). Его любовь к природе и всемирным религиям оказала большое влияние на его проекты, поскольку в них использовались символические статуи и необычные конструктивные формы. На данный момент, семь зданий по его проекту являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, а архитекторы и ценители искусства по всему миру продолжают изучать феномен его мысли и вдохновляться его творениями на свои личные свершения.
Сразу после окончания университета Барселоны по специальности "Архитектура" в 1878 году, городской совет поручил Гауди спроектировать фонари для королевской площади Барселоны Plaza Real.
Несмотря на все ожидания совета, по его проекту было возведено лишь два фонаря: с тяжелым мраморным основанием и шестью витражами с изображением кадуцея Меркурия, который является символом Барселоны. Именно из-за его противоречивости, бунтарского отношения к стилистике и крушения стереотипов архитектуры привело к тому, что на самом начале карьерного пути Гауди был отвергнут городскими властями, а его нетрадиционный подход к проектированию стал его личным камнем преткновения.
Возможность воплощать его удивительную архитектуру не только на чертежах и постепенно преобразовывать облик хаотичного, на тот момент, города подарили частные городские советы, не финансируемые правительством. Благодаря такой необычайной щедрости местных предпринимателей, Гауди возвел несколько самых известных проектов в его практике, посвятив их своему покровителю и другу - испанскому промышленнику Эусеби Гуэлю. Сначала Гуэль поручил Гауди проектировать мебель для часовни (помимо архитектурного проектирования, он был известен и тем, что в своей работе использовал такие ремесла, как плотницкое дело и керамику), а затем перешел к более крупным проектам, таким как строительство главной резиденции Гуэля, павильонов в его загородном доме, парка и церкви.
Неудивительно, что Гауди также был неповторимым ремесленником. В сотрудничестве с художниками своего времени он разработал все элементы архитектурного пространства, среди которых: предметы из кованого железа, мебель, керамика, скульптура, мозаика и витражи. Его творения всегда отличались безупречной органичностью, изогнутыми формами и уникальной способностью симбиоза с внутренним пространством.
Все здания архитектора бесспорно привлекают внимание своей сюрреалистичностью, которые словно прибыли из других миров, как, к примеру дом с шашечной доской и цветочным рисунком Casa Vicens, дом биржевого маклера Мануэля Винсенса и Монтанера, волнистый жилой дом Casa Milà, невероятно красочный дом для промышленника Джозефа Батла по имени Casa Batlló и королевский Casa Perevet Calvet для текстильного магната.
Несмотря на свою преданность жилой и общественной архитектуре, Гауди проявлял свою любовь и к культовым сооружениям, среди которых монастырь и школа под названием Терезианский колледж, и нереализованная церковь, спроектированная для его бывшего учителя Джоан Марторелл.
"Нереализованная церковь станет его визитной карточкой для Святого Семейства, что укрепит его репутацию "Божьего Архитектора"" - это высказывание появилось после того, как архитектор заявил, что его миссией является прославление Бога с помощью его работы, и что работу не следует торопить.
Помимо религиозных влияний в своей жизни и творчестве, он создал множество различных вдохновляющих идей, включая неоготическую архитектуру, органические и геометрические формы, мавританские мотивы, исламское искусство и другие. Его особый стиль проявлялся в авангарде художественного движения, известного как Модернизм, или Каталонский модернизм, являющегося данью к каталонскому региону Испании, где он вырос.
В то время его творчество не всегда получало положительную критику, хотя он и пользовался поддержкой таких его современников, как Сальвадор Дали.
Но главным его творением, безусловно, является всемирно известная Саграда-Фамилия, строительство которой длится уже свыше 137 лет. Хотя последние годы своей жизни он посвятил этой римско-католической церкви в Барселоне, Гауди так и не завершил строительство храма Святого Семейства. Проект был начат в 1882 году в неоготическом стиле по проекту архитектора Франциско дель Вильяра и всего через год после начала строительства он ушел, а на его место был выбран Гауди, преобразовав его конструкцию в свою собственную интерпретацию готики, смешанной с модерном. Поддерживающие колонны интерьера были вдохновлены лесом из переплетенных деревьев, в результате чего был создан декоративный приподнятый потолок, состоящий из абстрактных форм.
Этот проект не лишен противоречий. La Sagrada Familia имеет задолженность в размере 36 млн. евро, или 41 млн. долл. США, по сравнению со 137-летним периодом без надлежащего разрешения на строительство. Планируется выплатить городу Барселоне 4,6 миллионов евро, или 5,2 миллионов долларов, в качестве гонорара в рамках соглашения, заключаемого с фондом, который намерен завершить строительство и сохранить "Саграду-Фамилия".
Ежегодно более 4,5 миллионов посетителей оплачивают 17-38 евро за посещение базилики. По оценкам правительства Барселоны, "20 миллионов туристов стоят снаружи, чтобы полюбоваться колокольнями", сообщает Associated Press. Гауди планировал построить 12 колоколен, чтобы это число совпадало с числом учеников Христа, но пока не ясно, будет ли воплощено его видение.
Если хотя бы одна из этих башен будет достроена, то это сделает храм Святого Семейства "самым высоким религиозным сооружением в Европе" высотой 172 метра.
В начале июня этого года стало известно, что знаменитая Базилика Святого Семейства в Барселоне получила официальное разрешение на строительство, спустя 137 лет с начала возведения.
Церковь, спроектированная по проекту Антонио Гауди, строится с 1882 года, но ни разу не было зарегистрировано ни одного случая принятия или отклонения заявки на получение разрешения на строительство в 1885 году, в результате чего проект оставался в неопределенном состоянии. Строительство знаменитой римско-католической церкви еще не завершено, но после того, как мэрия Барселоны выдаст разрешение на завершение строительства до 2026 года, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО может, наконец, быть достроенным.
Гауди продолжал работать над проектом Саграда-Фамилия до самой смерти в 1926 году, когда на 74 году он был сбит трамваем по дороге на ежедневную церковную службу. Он был ошибочно принят за бездомного из-за своего бунтарского внешнего вида и поэтому его отвезли в больницу для нищих, где ему была оказана лишь примитивная помощь. Когда капеллан храма Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау приехал на следующий день в больницу и опознал его, помочь ему уже было не с чем. Халатная медицинская помощь привела Гауди к смерти, после чего он был похоронен в крипте так и недостроенного проекта всей его жизни. Как и многие другие непризнанные в свое время художники, он добился большего успеха посмертно, ведь сегодня его архитектура считается неотъемлемой частью Барселоны и ее визитной карточкой.
Знаменитые проекты Антонио Гауди