Юй Мин Бэй

18.05.2019
pic

Юй Мин Бэй (Юймин Бэй) - величайший американский архитектор китайского происхождения, известный своими большими, но элегантно спроектированными городскими зданиями и комплексами (родившийся в 1917 году в Гуанчжоу, Китай), умер вчера в Нью-Йорке в возрасте 102 лет, оставив неизгладимое влияние на современную архитектуру по всему миру.

Наиболее известный своим спорным дизайном стеклянной пирамиды Лувра в Париже, возведенной в 1989 году, Бэй все же сумел построить успешную карьеру в архитектуре, которая длилась шесть десятилетий.

Бэй отправился в Соединенные Штаты в 1935 году, сначала поступив в Пенсильванский университет в Филадельфии, а затем перешел в Массачусетский технологический институт (MIT) в Кембридже в качестве студента архитектурной инженерии.

Он получил высшее образование в 1939 году и, не имея возможности вернуться в Китай из-за начала Второй мировой войны, занимался различными архитектурными проектами в Бостоне, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Во время Второй мировой войны Юй Мин Бэй работал с подразделением Национального исследовательского комитета обороны. С 1945 по 1948 год он был доцентом Высшей школы дизайна Гарвардского университета и после стал гражданином США в 1954 году.

В 1948 году Пей присоединился к фирме Webb & Knapp в Нью-Йорке, в качестве директора архитектурного подразделения. Работая в тесном сотрудничестве с застройщиком недвижимости Уильямом Цекендорфом, главой фирмы, Бэй спроектировал такие городские проекты, как Mile High Center в Денвере, штат Колорадо (1955), реконструкция Гайд-парка в Чикаго (1959) и Place Ville-Marie в Монреале (1965).

«Бэй был почти единственным в своем умении создавать современную архитектуру - классической и неподвластной времени», - сказал Майкл А. Спикс, профессор и декан Школы архитектуры в Сиракузском университете.

Бэй постоянно доказывал, что нужно использовать те же материалы, как и в классической архитектуре, при создании нового художественного музея. В своем проекте 1978 года по строительству нового современного крыла Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, архитектор был непреклонен в использовании точно такого же мрамора из Теннесси, что и американский архитектор Джон Рассел Поуп со своим оригинальным зданием Национальной галереи 1941 года.

Юй Мин Бэй основал свою собственную архитектурную фирму I.M. Pei & Associates (ныне известную, как Pei Cobb Freed & Partners) в 1955 году.

Среди известных в мировом архитектурном сообществе ранних проектов фирмы были Мемориальная капелла Люса, Тайвань; лаборатория мезы Национального центра атмосферных исследований (Боулдер, штат Колорадо), которая, расположенная рядом с горами, имитирует изломанные силуэты окружающих вершин; и Музей искусств Эверсона, Сиракузы, Нью-Йорк - который является проектом из четырех зданий, соединенных мостами. Для Федерального авиационного агентства Бэй спроектировал пятиугольную диспетчерскую вышку, которая была установлена во многих американских аэропортах.

На основе архитектурного конкурса 1960 года Бэй был выбран для проектирования многофункционального терминала в международном аэропорту Джона Ф. Кеннеди, Нью-Йорк.

 В 1964 году он был также выбран для создания Мемориальной библиотеки Джона Ф. Кеннеди в Гарвардском университете. Инновационное Восточное здание Национальной галереи искусств от обладателя Притцкеровской премии Юй Мин Бэя в Вашингтоне, округ Колумбия (1978), представляет собой элегантную треугольную композицию, которая была названа одним из его лучших проектов. В дополнение к проектированию общественных зданий, Бэй принимал активное участие в планировании городского обновления. Он был выбран для проектирования Нью-Йоркского конференц-центра, офисного комплекса Gateway в Сингапуре и симфонического зала Далласа.

Другие работы архитектора включают Башню Джона Хэнкока в Бостоне (1973), Музей Университета Индианы (1979), западное крыло Бостонского музея изобразительных искусств (1980), Корпоративную штаб-квартиру Nestlé (1981), Башню Эль-Пасо (1981), Пекинский отель Fragrant Hill (1982) и та самая скандальная, совершенно ошеломляющая стеклянная пирамида (1989), для одного из внутренних дворов Лувра в Париже. В своем музее Михо (1997) в Сига, Япония, архитектор сумел достичь гармонии между зданием и окружающей горной средой. Музей Сучжоу (2006) в Китае сочетает геометрические формы с традиционными китайскими мотивами.

Одним из более поздних проектов архитектора был его проект для Морского музея исламского искусства (2008) в Дохе, Катар.

Видение архитектуры Бэя представляло собой расширение и развитие прямоугольных форм и неправильных силуэтов преобладающего международного стиля.

Но, стоит отметить, что его все же отметили за смелое и умелое расположение групп геометрических фигур и за его драматическое использование богато контрастирующих материалов, пространств и поверхностей. Несмотря на то, что архитектор ушел из своей фирмы в 1990 году, он продолжал проектировать здания, такие как музей в Дохе, благодаря которым он расширил грани своего стиля, чтобы охватить элементы, характерные для исламской архитектуры в разные эпохи. Когда ему было поручено разработать Музей исламского искусства в Катаре, Бэй не был уверен, стоит ли ему брать на себя эту работу. Архитектор признал, что мало знает об исламском искусстве. И все же он видел в этом возможность для роста - как архитектора, так и человека. Прочитав биографию Пророка Мухаммеда и совершив экскурсию по исламской архитектуре по всему миру, в 2008 году он закончил строительство Музей исламского искусства в Дохе.

Он стал обладателем многочисленных профессиональных достижений. Одной из его самых важных наград является Притцкеровская премии (1983 г.) - самая престижная премия в архитектурной отрасли, Премия Японской художественной ассоциации за выдающуюся архитектуру (1989 г.), Президентская медаль Свободы (1993 г.), награда за выдающиеся достижения в жизни Музея Купера-Хьюитта (2003 г.) и Королевская золотая медаль (2010 г.), присужденная Королевским институтом британских архитекторов. Ему также была присуждена честь стать офицером Почетного легиона в 1993 году.

Архитектор, родившийся в Китае, знал, что благодаря нескольким его известным зданиям, таким как парижская пирамида Лувра и Национальный центр атмосферных исследований Колорадо, он создал что-то поистине уникальное - как в плане архитектуры, так и с духовной точки зрения. Своим уникальным видением окружающей среды и ее симбиозом с искусственным пространством обитания, которым ошибочно представляют архитектуру, Бэй повлиял на современных архитекторов по всему миру.

«Будучи студентом в Университете Вашингтона, на меня произвело впечатление удивительное Боулдерское атмосферное исследовательское здание Юй Мин Бэя 1967 года», - говорит американский архитектор Стивен Холл. «Мне понравилось, что Бэй выражал в своих проектах, что три или четыре шедевра важнее, чем 50 или 60 обыкновенных зданий».

Для Бэя было жизненно важной связь между современными архитекторами и предками современной архитектуры (Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Сааринен, Фрэнк Ллойд Райт и Брейер и др.). 

«Я видел его как архитектора, который нес эстафету современной архитектуры от одного поколения к другому, и его послание было услышано во всем мире», - говорит Калатрава. «Его архитектура противостояла современной с классикой в культовой манере, и с помощью этих манипуляций он поднял поколение архитектурных достижений, чтобы соперничать с прошлыми мастерами так, как не могли его современники».

«Он создал бескомпромиссно современные проекты, но был внимателен к традициям и ценности местного языка», - объясняет архитектор Норман Фостер. «Он опирался на концепции, разработанные китайской ландшафтной архитектурой, отражая глубокое понимание важности пространства между зданиями. Интеграция природы и ландшафта в его проекты является темой, которая пронизывает большую часть его работы, начиная с ранних проектов, таких как Лаборатория мезы Национального центра атмосферных исследований в Колорадо вплоть до его более поздней работы в музее Михо в Японии, который был буквально встроен в ландшафт. Он был одним из великих людей, и по нему будут скучать, но он оставит после себя огромное наследие, которое будет продолжать влиять на архитекторов и дизайнеров на десятилетия вперед».

Мир потерял одного из самых уникальных архитекторов, который оставил после себя невероятно богатое наследие, достойное уважения. Его уникальное видение архитектурного пространства в симбиозе с экосистемой вдохновляло многих мастеров современности и будет вдохновлять и дальше. Несмотря на то, что он больше не сможет подарить миру новый неповторимый шедевр, Бэй все же останется жить там и таким, каким он был в самые счастливые моменты своей жизни. Ведь архитектор не может уйти бесследно - его архитектура всегда будет отображать все 102 года его абсолютно невероятной, увлекательной, вечно интересующейся и богатой, на духовные и материальные достижения, жизни.

Лекция Юй Мин Бэя в МТИ на "MIT Tech Day" 1994

Нам невероятно повезло быть частью летосчисления истории, в которой жил и творил такой великий архитектор, как Юй Мин Бэй. И мы благодарны за то, как его работа изменяла мир к лучшему. Почтить его память и поистине удивительную жизнь можно взглянув на его потрясающие проекты, каждый из которых отражает его высокую духовность и мудрость, накопленную за 102 года жизни.

Проекты Юй Мин Бэя

Знаменитая парижская пирамида Лувра, открытая в 1989 году

Музей исламского искусства 2008 года в Дохе, Катар

Симфонический центр им. Мортона Мейерсона в Далласе, 1989

The 1998 Rock and Roll Hall of Fame, Кливленд

Президентская библиотека и музей Джона Ф. Кеннеди в Бостоне, 1979

Дополнение к Немецкому историческому музею в Берлине, 2003

Музей Сучжоу в Китае, 2006

Музей Михо в Коке, Япония, 1977

ЕЩЕ ИЗ РАЗДЕЛА

Автор:

Армине Авакян
 

 
 
Share
Прислать
материал
Новое на сайте
Показать еще