19 марта

    Спецпроект THE LACE: современная история украинского кинематографа

    В честь пятилетия интеллектуальный бренд одежды THE LACE создал спецпроект, посвященный киноиндустрии. Украинских дизайнеров и музыкантов уважают во всем мире, но мало кто знает, что наши фильмы завоевывают престижные награды — от Каннского кинофестиваля до Берлинале.

    Главная идея проекта — показать, насколько украинский креативный сектор усовершенствовался за последние пять лет. Рассказали об изменениях участницы проекта — женщины, которые создают современную историю кинематографа.

    Ольга Бирзул — менеджер культуры и куратор кинопрограмм. Возглавляет сектор кино в Украинском институте.

    “Docudays UA”, “SEE Ukraine: An Empty Pedestal”

    Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

    Я начинала в культурной журналистике, но, попав однажды на Docudays UA, проработала на кинофестивале 10 лет. Он поразил меня тем, что не только показывал сильное кино, но и призывал к активной гражданской позиции. В 2016 году мы запустили проект по культурной дипломатии — «SEE Ukraine». Вскоре он познакомил меня с Украинским институтом, где я сейчас и работаю


    Вы чувствуете положительные изменения за последние 5 лет?

    Бесспорно, в украинской культурной политике состоялся эволюционный скачок после Революции достоинства. У нас выросли собственные культурные институции. А украинские фильмы не только регулярно появляются в программах уважаемых международных кинофестивалей, но и получают на них награды — от Венеции до Sundance.


    Как вы считаете, чего украинскому кино не хватает?

    Если говорить о киноиндустрии, то ей не хватает единства и продуманной стратегии развития отрасли.


    Что бы вы посоветовали себе в начале вашей карьеры?

    Я бы пожелала себе больше свободы и открытости, особенно географической. Моя карьера начиналась во времена, когда за каждой визой в Европу нужно было выстоять очередь в посольство. И это всегда было очень унизительно.

    Какой бы вам хотелось видеть индустрию через 5 лет?

    Стабильной и конкурентоспособной. А еще такой, где существует баланс между авторским и коммерческим кино.


    Расскажите о своем самом интересном / сложном / невероятном опыте?

    Много острых ощущений мне подарил проект «SEE Ukraine». В 2016 году я была вынуждена всего за сутки найти новое место для проведения показов в Афинах. Местные пророссийские группировки сорвали фестиваль и запугали наших греческих партнеров. Но в Афинах живет большая украинская диаспора. Благодаря ей мы за сутки нашли новую локацию, аппаратуру, проинформировали аудиторию и даже собрали полный зал зрителей.


    Чем вы вдохновляетесь?

    Своей семьей, друзьями, путешествиями и содержательной культурой. И, в принципе, не важно, какой это вид искусства. Главное, чтобы в нем была глубина и искренность.


    Что бы вы порекомендовали к просмотру из современных украинских фильмов?

    Рекомендую посещать кинофестивали, а также читать кинокритику. В частности, в карантинные времена украинское кино стоит искать в онлайн-кинотеатре Takflix, а качественную документалистику на Docuspace.

    Анастасия Пустовит — украинская актриса театра и кино

    “Первые Ласточки”, “Когда падают деревья”

    Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

    В индустрии кино и театра я уже 11 лет. Однажды от школы меня отправили на конкурс чтецов поэзии Тараса Шевченко. С этого момента я начала выступать на школьных мероприятиях и познакомилась с соседкой, которая работала в Доме культуры. Именно она настояла на том, чтобы я попробовала свои силы. Так, после девятого класса я поступила в колледж театрального искусства и кино.


    Вы чувствуете положительные изменения за последние 5 лет?

    Изменения произошли колоссальные. Когда я только начинала, не было никаких глобальных утверждений. Фактически 2014 год стал переломным моментом в создании такой отрасли как украинское кино. Ранее оно тоже было, но скорее как подотрасль масштабных российских компаний.


    Какой бы вы хотели видеть индустрию через пять лет?

    Чтобы киноиндустрия, наконец, начала сотрудничать с зарубежьем в области обучения. У нас есть талантливые режиссеры, операторы, но не благодаря вузам, которые они закончили, а вопреки. Хочется, чтобы наше кино стало продаваться, но для этого надо коммуницировать со зрителем, делать рекламу.

    Что бы вы посоветовали себе в начале карьеры?

    Легче все воспринимать, смещать акценты с ошибок на выводы.


    Чем вы вдохновляетесь?

    В последнее время я вдохновляюсь танцем, телом, мифической составляющей литературы и общества, психоанализом.


    Расскажите про свой самый интересный/сложный/невероятный опыт?

    Каждый свой проект я чувствую по-особенному, для меня они все сложные. После спектакля «Эрендира не хочет умирать» я несколько дней беспробудно спала. Это было физически тяжело, все-таки театр отличается от кино. В этой работе я говорила о судьбе женщин, которые пережили долгое психическое, физическое и сексуальное насилие в юном возрасте.


    Что из современных кинокартин или театральных постановок вы бы порекомендовали к просмотру?

    Для меня в последнее время очень интересны несколько театров: на Подоле, Печерске, театр Ивана Франка и на Левом берегу. Сейчас в этих местах происходит магия благодаря людям, которым театр нужен и важен.

    Ирина Правило — кинорежиссер, продюсер, общественная активистка

    “Мое детство”, “Джеря”

    Что повлияло на ваш выбор профессии?

    Все началось с детства и вымышленных спектаклей перед родными, потом переросло в активность в школе. Уже тогда было понятно, что меня интересует творческое направление.


    Как долго вы в этой индустрии? Как она изменилась за последние 5 лет?

    Более 10 лет. Все началось с университета, когда я встретила своего мастера Николая Ивановича Мерзликина. Тогда я поняла, что научиться рассказывать истории и создавать содержания — мое самое важное персональное желание. Наибольшее изменение в том, что стало появляться больше украинских проектов. Развитие может произойти только благодаря количеству: чем больше у нас будет фильмов, тем больше шансов, что появятся знаковые вещи. Также огромное достижение — возникновение Украинского культурного фонда, который дал возможность многим независимым художникам самостоятельно реализовывать проекты.


    Расскажите про свой самый интересный/сложный/невероятный опыт?

    Именно сейчас проживаю этот опыт — при реализации кинопроекта «Джеря» по мотивам повести Ивана Нечуй-Левицкого. Образ главного героя перекликается с одиссеей нашей страны. Мы стремимся воссоздать жизнь Украины XIX века в ее многообразии, которую мало кто из нас представляет. К сожалению, имперская и советская традиции создали образ украинства, как что-то хуторское, смешное, неполноценное. Наша задача — воссоздать искренность отношений, благородство фактур, чтобы зрители поверили в этот мир. Совместно с благотворительной организацией Nova Ukraine (California, USA) недавно мы начали международную кампанию сбора средств на творческую разработку проекта «Джеря».


    Что бы вы посоветовали себе в начале своей карьеры?

    Ничего не бояться, ведь все возможно! Собирать вокруг себя единомышленников, потому что только вместе можно вдохновлять друг друга и что-то менять.

    Какой бы вам хотелось видеть индустрию через 5 лет?

    Хочется, чтобы украинское массовое кино становилось более разнообразным, глубоким, имело высокий уровень выполнения всех составляющих, поскольку становление нации напрямую зависит от становления культуры и национального кинематографа, в частности. Также, думаю, что в сфере производства фильмов для широкой зрительской аудитории будет появляться все больше женщин-режиссеров.


    Чем вы вдохновляетесь?

    Личностями. Считаю, что кино должно не только развлекать, но и воспитывать вкус. Вдохновляют лучшие представители национальных киношкол Т. Абуладзе, Т. Ангелопулос, Р. Фасбиндер, В. Де Сика, Э. Ромер и другие. Недавно срезонировало мнение Дэвида Линча, что нам очень сложно решать: идти за мечтой, или искать компромиссы, но всегда надо оставаться верным идеи.


    Что бы вы порекомендовали к просмотру из современных украинских кинокартин или театральных постановок?

    Можно открывать каталоги Украинского культурного фонда за последние три-четыре года. Также стоит держать руку на пульсе, чтобы формировать свою точку зрения.

    Наталия Бабенко — актриса театра и кино.

    “Отречение”, “Пульс”

    Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии? 

    Около восьми лет. В школе я постоянно играла в спектаклях, а после восьмого класса нашла колледж в Киеве. Я ехала до Запорожья, пересаживалась на поезд до Киева, в выходные училась там и возвращалась назад. И так каждую неделю. После девятого класса я поступила в колледж, потом в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенка-Карого. Правда, сначала мне сказали, что у меня нет таланта. Я решила, что буду пробовать еще, и со второго раза все вышло. В нашей жизни все складывается так, как должно. 


    Вы заметили какой-то сдвиг в индустрии за последние 5 лет?

    Я не застала киноиндустрию до Майдана, но понимаю, что из-за этих событий у нас есть больше возможностей вкладываться в украинский продукт, больше снимать и сниматься. Сейчас многие ищут новые лица независимо от опыта, и это очень ценно.  


    Расскажите про свой самый интересный/сложный/невероятный опыт?

    Это фильм «Пульс», премьера которого состоится 8 апреля, он основан на реальной истории паралимпийской чемпионки Оксаны Ботурчук.  Для проекта мне нужно было заниматься спортом полгода, обучаться специальным техникам и трюкам. 

    Как бы вы хотели, чтобы индустрия выглядела через 5 лет?

    Мне хочется, чтобы у нас были интересные проекты, чтобы мы не боялись говорить и творить, наш труд оценивали по достоинству, в финансовом плане тоже, и больше ценили своих украинцев! Хочется, чтобы наше кино было более свободным и открытым для всех.  


    Что бы вы посоветовали себе в начале своей карьеры?

    Посоветовала бы всегда оставаться человеком, быть собой, не терять внутреннего ребенка и мечтать. Ведь если верить, то все обязательно получится!


    Чем вы вдохновляетесь?

    Очень люблю музеи, театры, хорошее кино и путешествовать. Еще вдохновляет наблюдать за тем, какие мы все разные. 


    Что из современных кинокартин или театральных постановок вы бы порекомендовали к просмотру?

    Если мы говорим про кино, то это фильм «Додому» і «Мої думки тихі». Очень жду фильм Наталки Ворожбит «Погані дороги». Из театральных: «Буна», «Лимирівна», «Morituri te salutant», «Погані дороги», «Сімейний альбом», «Vino», «Хлібне перемир'я», «Однорукий», «Зачарований», «Поїхати не можна залишитись». Из сериалов я бы посоветовала «Спіймати Кайдаша», «І будуть люди».

    Виктория Трофименко — режиссер, сценарист, продюсер

    «Братья. Последняя исповедь», основательница образовательной лаборатории «Film Ave»

    Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

    В индустрии я уже 18 лет. Думаю, дело в природной предрасположенности. У меня очень развит эмоциональный интеллект, поэтому искусство мне органично.  


    Вы заметили какой-то сдвиг в индустрии за последние 5 лет?

    Да, заметила. В 2011-2012 был первый питчинг, тогда мы выиграли с проектом «Братья. Последняя исповедь». Систему питчингов в Украине начала Екатерина Копылова, потом их усовершенствовали и вносили правки в правила проведения. Раньше снимали непонятно по какому принципу, не было системы, было предубеждение касательно государственных денег. Но с появлением питчингов все стало понятнее. Мы выиграли и начали снимать. Дальше больше. 


    Могу сказать, что на протяжении пяти лет стали производить намного больше патриотического кино. В стране, на территории которой происходят боевые действия, эта тенденция понятна. Было понятно, почему отказались от русского языка в производстве, но хотелось бы снимать не только на украинском, но и на английском языке. Это откроет в кино новые возможности и новый рынок, иначе мы обречены на неокупаемость с большими проектами. У меня есть  отличный сценарий «Дауншифтинг» на английском. Английский язык, съемки за рубежом и иностранный каст стали камнем преткновения в 2016 году и причиной его не поддерживать. Радует, что сейчас заговорили об английском как о втором государственном языке. Полезно переустанавливать свои планки выше и пытаться их перепрыгнуть. Это стимулирует эволюционные процессы, в творчестве в том числе. 

     

    Расскажите про свой самый интересный или сложный проект? 

    Сложные все, интересный и самый любимый — с которым работаешь сейчас. В данный момент это проект про Голодомор «Яков», в него уже вложено много сил и «Дауншифтинг», о котором я упоминала выше. «Яков» выиграл питчинг в 2019, но по итогу проекту отказали из-за секвестра бюджета и мы снова ищем на него деньги. 

    Чего не хватает украинскому кино?

    Денег (улыбается). Хочется, чтобы мы могли себе позволить не только первичные потребности вроде патриотического кино, повторюсь, что в стране, где идет война, это неизбежно и исторически целесообразно. Но  хочется реализации еще духовных потребностей, по Маслоу. Творческий человек — это визионер, главная социальная функция которого показать свое видение мира, порой предвосхитить и подготовить социум, а иногда залечить вроде как несовременные, невидимые раны. Удовлетворять сиюминутные потребности и решать проблемы — это природа телевидения. У кино другая природа. 


    Что бы вы посоветовали себе в начале карьеры?

    Не сомневаться и больше себе доверять. 


    Какой бы вы хотели видеть индустрию через 5 лет?  

    Думаю, я выражу мнение многих людей — хочется видеть ее более разнообразной. 


    Чем вы вдохновляетесь?

    Жизнью и людьми, которых я встречаю, расширением кругозора. Любой творческий человек питается от общения, путешествий, созерцания и рефлексий.


    Что из современных кинокартин или театральных постановок вы бы порекомендовали к просмотру?

    Из тех, что во мне отозвались, я порекомендовала бы: «Дельта», «Украинские шерифы», «Присмерк»,  «Земля голубая, будто апельсин», «Брама», «Припутні», «Донбасс», «Додому». Также советую обратить внимание на короткий метр, например, «Штангист» Димы Сухолицкого-Собчука, «Выпуск 97» Павла Острикова, его же «Донна миа», «Звери» Волосевича Романа, на самом деле их много, все не вспомню. Жду премьеры фильмов Тараса Дроня и Марины  Эр-Горбач.  

    Даша Плахтий — актриса театра и кино

    “Стремглав”, “Довбуш”

    Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

    В киноиндустрии я около десяти лет. Мой выбор был неожиданным, подруга рассказала про КНУТКиТ им. И. К. Карпенко-Карого, и мне понравилась эта авантюрная идея — попробовать свои силы при поступлении. Причем я попала к одному из лучших мастеров, поэтому считаю это судьбой.


    Вы чувствуете положительные изменения за последние 5 лет?

    Конечно. Кино снова начали снимать, спонсировать, возить на международные фестивали и показывать на широких экранах. Во время Советского Союза украинское кино было поставлено на паузу и только недавно, методом проб и ошибок, мы стали учиться снимать заново. И уже виден результат.


    Расскажите про свой самый интересный/сложный/невероятный опыт? 

    На данный момент для меня самый интересный проект, над которым мы работаем — это фильм «Довбуш». Он о реальной личности Олексе Довбуше, украинском Робин Гуде, которого на Западной Украине в свое время приравнивали чуть ли не к Богу. Мне досталась роль его возлюбленной — Марички. Там такая любовь. Я настолько прониклась историей, что однажды после переработки засыпала в бреду, и мне мерещилась Маричка.

    Как вы считаете, чего украинскому кино не хватает?

    Образования. Считаю, нам просто необходимо сделать образование более актуальным и современным. Также не хватает достаточного финансирования и опыта.


    Что бы вы посоветовали себе в начале карьеры?

    Ничего не бояться.


    Какой бы вам хотелось видеть индустрию через 5 лет?

    Смелой. Очень хочется видеть актуальные, правдивые и яркие проекты. Хочется, чтобы у наших режиссеров выработался свой стиль, а у зрителя — вкус. И патриотизм проявлялся не в историях про войну, а в качестве продукта.


    Чем вы вдохновляетесь?

    Больше всего людьми. Обожаю знакомиться и общаться, особенно в путешествиях. Мы все разные, и это так интересно. Вообще, вдохновить меня может что угодно: просто солнце за окном, классный трек, книга или фильм. Ну и, конечно, моя работа — само вдохновение. 

     

    Что из современных кинокартин или театральных постановок вы бы порекомендовали к просмотру?

    Думаю, что мои коллеги перечислили немало интересных работ. Я хочу порекомендовать подкаст MINCULTPRYVIT Наримана Алиева, а также документальный сериал «СПАЛАХ».

    Источник:

    Еще из раздела
    Еще из раздела
    Новое на сайте
    Share