20 августа
Наши в тренде: основные тренды Art Basel Week и украинское искусство
Самое громкое ежегодное событие арт мира в этот раз не только впечатлило разнообразием форм, приемов и техник, но и порадовало нашими украинскими позициями. Внимательно изучив все площадки Art Basel Week с уверенностью можем сказать, что наше контемперальное искусство не отстает от главных мировых арт трендов и выделяется своей оригинальностью, серьезным авторским трудом и профессионализмом.
Неделя искусства в швейцарском Базеле, которую издание The New York Times назвало олимпиадой в арт-мире, объединяет основную ярмарку Art Basel и четыре её сателлита - LISTE, VOLTA, SCOPE и MIAMI DESIGN BASEL
И если Liste демонстрирует в основном молодое концептуальное искусство, Scope - наоборот более коммерческое, то Volta и основная программа Art Basel - это те площадки, где можно выделить глобальные основные тренды мирового современного искусства. Некоторые из них совсем новые, находящиеся в процессе формирования, другие уже подтверждены тенденциями нескольких лет.
Из самых свежих трендов отметим тему травмирования материй, как художественную рефлексию на события современного мира. Недаром возле работ Романа Михайлова из серии “Ожоги”, которые демонстрировала на VOLTA Mironova Gallery, было столько заинтересованных коллекционеров, которые удивлялись масштабом и кропотливостью авторского труда. Некоторые называли Михайлова последователем знаменитого Альберта Бурри, чьи имитации обожженной бумаги представлены сегодня в коллекции музея Гуггенхайма в США. Бурри также работал с понятием травмы.
“ Но украинский художник обыграл тему по своему, очень современно и оригинально”, -заметил французский коллекционер, заинтересовавшийся работами Романа Михайлова. Тема травмирования материи, как образ жесткого современного мира, также ярко прозвучала в работах американским художника Deshawn Dumas. Его разноцветные стекла, пробитые пулями, не могли никого из посетителей VOLTA оставить равнодушным, как и работы Ромы Михайлова.
Создание масштабных философских полотен с помощью множества одинаковых мелких деталей - тренд, который уже не первый год ассоциируется с работами китайского художника Ай Вей Вея. Фрагмент его масштабного полотна Tiger, Tiger, Tiger, созданный из тысячи глиняных изображений тигра был представлен в экспозиции Unlimited, программы главной ярмарки Art Basel.
Создание масштабных философских полотен с помощью множества одинаковых мелких деталей - тренд, который уже не первый год ассоциируется с работами китайского художника Ай Вей Вея. Фрагмент его масштабного полотна Tiger, Tiger, Tiger, созданный из тысячи глиняных изображений тигра был представлен в экспозиции Unlimited, программы главной ярмарки Art Basel.
Работы японца Hidehito Matsubara, представленные на VOLTA, также созданы из одинаковых мелких деталей, но здесь совсем иной контекст, более поэтический. Гиперреализм во всевозможных вариациях остается в главных трендах современного искусства. Сегодня он обретает новые формы, использует новые материалы и темы,
но его экспансия на арт ярмарках продолжается. Отрадно, когда профессиональное владение этой техникой подтверждается художественной эстетикой, настроением, наполняющим полотно, как в работах южноафриканца Jaco van Schalkwyk или немецкого художника Jochen Hein, представленных разными галереями в павильоне VOLTA . Еще более впечатляет, когда настроение, эстетика дополняют глубокую идею, как в работах Артема Волокитина. Его работы из серии Амплитуда на посетителей и коллекционеров VOLTA произвели не меньшее впечатление, чем на посетителей киевской выставки “Амплитуда”, которая была представлена в Киеве F.A.C.E. Foundation.
Вспоминая прекрасную неоновую надпись, о темноте, которая нужна, чтобы видеть звезды, созданную для киевской экспозиции Артемом Волокитиным и Татьяной Малиновской, не могу не отметить, что неон также остается в списке главных трендов современного искусства и светящиеся надписи со всевозможными, в основном социальными смыслами наполняли павильоны и Art Basel и VOLTA. Подмена одних материалов другими - художественный прием, напоминающий о подмене ценностей в сегодняшнем мире - еще один тренд, который активно завоевывает свои позиции лидера. Огромное дерево Ай Вей Вея, привлекающее внимание всех посетителей главной экспозиции Art Basel, лишь при пристальном рассмотрении оказывается бронзовой скульптурой, жемчужины и гладкие фарфоровые шары в экспозиции VOLTA художника Santiago Villanueva Lopez, созданы из стали и полимеров. Как тут не провести параллель с изящной псевдо керамикой харьковского художника Алексея Яловеги в контексте киевской выставки “Амплитуда”.
Глянец, блеск, серебряные, золоченые панно и объекты, начиная с серебристых скульптур Луизы Буржуа на Art Basel - еще один тренд, который в буквальном смысле слова бросается в глаза. И абстрактную живопись художника John ArmieDer, в павильоне Art Basel, невольно сравниваешь с переливающимися голубым и розовым перламутром “ Карпатами в цвету” украинца Руслана Трембы и его работами, представленными на Kyiv Art Week и других киевских выставках. Так что украинское современное, особенно молодое искусство способно покорить Базель, главное, чтобы наши галеристы не боялись вершин, ведь каждую неприступную вершину можно покорить, имея более чем достойную поддержку украинских художников.