28 сентября

    Баухаус и природный минимализм Джорджа Суяма

    Блуждая по сетевому лесу интернета, набрёл на интересное видео, в котором современный архитектор из Сиэтла Джордж Суяма (George Suyama) рассказывает о лично спроектированном для себя доме.

     _____________________

    Джордж Суяма – архитектор из Сиэтла, создавший в 1971 году архитекторскую компанию, ныне известную под названием Suyama Peterson Deguchi (SPD), соответственно по фамилиям партнёров Петерсона, примкнувшего в 1983 и Дегучи, ставшего частью компании в 2003. Их архитектурная концепция отчётливо выражена в доме, о котором мы поговорим в дальнейшем.

    _____________________

    Маленький, узкий, выполненный в простых формах дом чёрного цвета, выглядящий как самое распространенное изображение, схема дома с треугольной крышей, утопающий в изумрудной листве. В нём, на манер некоего обелиска, утоплен белый прямоугольник, а за ним - стеклянная стена, за которой расположена остальная часть дома. Внутренняя часть стен отделана под тёмное дерево. Сам дом стоит на пьедестале, точно на пирсе над водой трав. Всё выглядит до боли минималистично, но при этом очень органично и естественно, некий нативный футуризм.

    _____________________

    Нельзя не заметить налёта немецкого Баухауса. Подобный минимализм форм и цвета присущ и другим японским архитекторам, например, Тадао Андо и его минималистичная церковь на реке и другие работы. О нём следует поговорить отдельно. И раз была затронута школа Баухаус, то, пожалуй, нужно освежить память о ней и её идеях.

    _____________________

    Нужно подойти издали, осмотреть весь ландшафт времени. 1919й год. Уже прошло три года с создания Гуго Баллем «Кабаре Вольтер». Но искания не остановились. Футуризм входит в тело дадаизма, который оживляет старое. Вся борьба проходит в лоне искусства. Всё становиться оружием. Архитектура попросту не может оставаться в стороне. Выходит, манифест создателя школы Вальтера Гропиуса, провозглашающий своим идеалом здание, как слияние искусства и технологии. Художник не так далеко ушел от ремесленника, так что ему не стоит считать себя выше столяра. В соответствии со временем, художник-архитектор обращается пролетария от искусства. В этом же 1919 году в Веймаре появляется школа архитектуры Баухаус.

    Дизайнер, по мнению Гропиуса, имеет огромные обязательства перед человеком, ведь на последнего воздействует произведение первого. Цвет и форма задают тон, влияя тем самым на человека. Поднимаются вопросы психологии человека, взаимодействия окружения и цвета на психические состояния. Архитектура Баухауса задаётся вопросом о важности архитектуры в общем. Величина влияния Баухаус на архитектуру – неизмерима. Подняв фундаментальные аспекты формы и цвета, школа, тем самым задалась вопросом о месте архитектуры в обществе и в искусстве в целом. Это не просто здание, это функциональный объект, взаимодействующий с человеком, влияющий на его ментальные состояния.

    Для преподавательства Гропиус собирал единомышленников. Безумство цветов и фигур Кандинского; полифония цвета Клее; геометрия тел Шлеммера; камерная монументальность Фейнингера. Все эти имена и имена неназванные, так или иначе, объединяет поиск новых форм выражения в искусстве, их влияние на понимание абстракции и логики композиции. Таким образом, Вальтер Гропиус собрал по одной крышей целый двигатель абстракционизма. Кандинский преподавал в школе аналитический рисунок, вводящий в понимание абстракции, теорию дизайна и цвета.

    Но, как мы понимаем, идиллия не могла продолжаться долго и в 1925 году «правые» всё больше начинают давить на школу, из-за чего меняется её политика. В этом же году школа переезжает в Дессау. Резиденцию проектирует сам Гропиус. Идею «свободной архитектуры» вытесняет функционализм, с его сугубо утилитарной сущностью. Тогда начинаются бурления внутри школы. Художники против нового курса. Если опустить смену директоров и другие неурядицы, последней самой большой был вынужденный – из-за давления властей – перенос школы в Берлин и скорое её закрытие национал-социалистами. Школа перестала существовать в 1932-ом году.

    И так, уяснив краткую суть Баухаус, можно вернуться к Джорджу Суяма. Минимализм снаружи подкреплён минимализмом внутри. Это не скупой на детали минимализм «совковых прямоуголов», это тонкий, поэтический минимализм высокой архитектуры. Тёмные стены не кажутся тяжёлыми и мрачными, хотя сгущающиеся под треугольным потолком тени могут показаться устрашающими, но, в созвучии с огромным окном, выходящим в лиственную гущу, создаётся ощущение уюта.

    Преобладают простые цвета: белый, коричневый, чёрный и, как природный аккомпанемент зелёный. Цвета очень мягкие, что снова отсылает нас к концепции цвета Буахаус и их воздействию на человека. Между белым прямоугольником и стенами дома есть зазор, создающий некую лёгкость, как говорит сам Суяма «снимает давление в доме». Сам же «обелиск» двухэтажный и полый. В нём расположена спальня и ванная, а под выпирающим балконом – кухня. На втором этаже, на том самом балконе, располагается кабинет, с которого виден весь дом.

    В видео Суяма проводит экскурсию по дому. Показывает различные детали интерьера и собственную коллекцию интересных маленьких старинных часов и других диковинок. Интерьер также минималистичен и аккуратен. Ничего лишнего, создаётся впечатление, будто всё на своих местах. По словам самого архитектора, идея этого дома заключалась в том, чтобы вместе всё необходимо в малом пространстве.

    Подводя итог, дом лишен «шума». Его архитектура, невзирая на углы, мягкая и тихая, даже слишком тихая. Стоя где-то посреди города, он всё равно оставался бы таким же тихим и лёгким. Конечно, нужно быть честным, при всех своих архитектурных достоинствах – это не самое оригинальное архитектурное решение. Подобные постройки встречаются достаточно часто, почти с такой же цветовой палитрой. Но всё равно, почему-то они, так или иначе, уступают работе Джорджа Суяма.

    Источник:

    Еще из раздела
    Еще из раздела
    Новое на сайте
    Share