8 октября

    Триумфальная арка в плаще: самый популярный арт-объект в Париже

    На протяжении 60 лет известный всему миру художник Христо Явашев мечтал обернуть в ткань Триумфальную арку в Париже. И спустя несколько десятков лет его мечта осуществилась, но, к сожалению, посмертно – Христо ушел из жизни в 2020 году. Спустя год после смерти, Триумфальная арка в плаще стала реальностью. Около 82 000 квадратных метров серебристо-голубой ткани, по тону напоминающей характерные цинковые крыши города и 3 километра красной веревки, обнимают памятник, построенный по заказу Наполеона в 1806 году.

    «Ему нужен был живой объект, который своими движущимися складками превращал поверхность памятника в нечто чувственное», - сказал племянник Христо и руководитель проекта Владимир Явачев. 

    Явачев переехал из Нью-Йорка в Париж два года назад, чтобы возглавить этот проект. Работа была тяжелой, так как Лига защиты птиц Франции выразила обеспокоенность по поводу двух соколов, гнездящихся высоко на фасаде здания. Это привело к первой задержке реализации проекта, а сразу же после этого началась пандемия и все работы снова перенесли. Третья трудность, которая постигла проект – короткий промежуток времени, когда инсталляция может существовать. Ведь 14 июля во Франции празднуют День взятия Бастилии, а 11 ноября День перемирия и в обеих случаях, Триумфальная арка должна быть без лишних конструкций. Таким образом было решено, что инсталляция простоит до 3 ноября.

    Стальные прутья скелета, на который натянута ткань, проходят в нескольких сантиметрах от протянутой руки или ноги фриза или похоронного рельефа. Чтобы не повредить скульптуры, процесс проходил очень бережно и кропотливо. Всего над процессом укрытия арки трудились 1200 человек.

    «Это было сложно и напряженно», - сказал Себастьян Роджер, ведущий инженер проекта.

    Арка фактически стала чем-то другим, ведь превратилась в воображаемый объект очень большого размера. Стоя у Триумфальной арки, президент Макрон сказал, что безумные мечты должны быть возможны. Так же он считает, что данный проект должен вызывать гордость у французов.

    Правда не все политики восприняли эту идею позитивно. Флориан Филиппот – политик из партии правых, осудил проект и назвал его мешком для мусора. А в газете Le Monde итальянский архитектор Карло Ратти спросил, приемлемо ли с экологической точки зрения использование большого количества ткани для обертывания памятника. Но, как утверждает Явачев, на самом деле почти весь используемый материал перерабатывается.

    Данная инсталляция не единственная в списке проектов Христо. До этого он обертывал тканью объекты в Центральном парке в 2005 году, берлинский Рейхстаг в 1995 году, и делал инсталляцию из 3100 зонтов в Японии и Калифорнии. А в 1985 году, после многих лет борьбы с властями за разрешение, художник обернул тканью мост Пон-Нёф и 44 уличных фонаря. Тогда за две недели существования работы, инсталляцию посетили три миллиона посетителей.

    В этот раз внимание к новоиспеченному арт-объекту обрело такой масштаб, что из-за огромной толпы пришлось закрыть площадь Шарля де Голля закрыта для движения по выходным. Как и в случае со всеми крупными проектами Христо, спонсоров у данного проекта не было. Обертка была полностью профинансирована фондом художника. Стоит подчеркнуть, что Триумфальная арка покрыта тканью не впервые. В 1885 году по случаю похорон поэта и писателя Виктора Гюго арка была частично покрыта тканью, а к памятнику был повешен большой черный саван. 

    Триумфальная арка многогранна. Она была создана как памятник воинской славы. На ней выгравированы имена великих сражений Наполеона. Это была дань уважения победившему императору. Но, как показал ХХ век, война — это еще и ужасная потеря. В 1920 году, через два года после Первой мировой войны, могила неизвестного солдата была помещена под арку. Надпись на нем гласит: «Французский солдат, погибший за родину в 1914-1918 годах». Наличие гробницы сделало невозможным проведения военных парадов под аркой. А во время работы проекта за гробницей тщательно смотрят, ухаживаю и уважают.

    Источник:

    Photo: The New York Times
    Новое на сайте
    Share