pic

    Тадао Андо

    Сегодня мы рассмотрим работы японского Архитектора (именно с большой буквы) – Тадо Андо. 

    Биографическая справка будет достаточно короткой, так как её можно с лёгкостью отыскать на просторах сети. 

    Родился Тадао Андо в 1941 году в Осаке. Идея стать архитектором пришла к нему не сразу. Он успел побывать боксёром, объездить весь мир – но уже с мыслью об архитектуре – создать своё архитектурную фирму «Tadao Ando Architects & Associates». В 1995 стал лауреатом Притцкеровской премии, приз от которой жертвует пострадавшим от землетрясения в Кобэ.  При всём этом, он остаётся самоучкой. Для него архитектура – это искусство. Это не просто постройка, но поэтика в пространстве.

    «Философ или писатель используют слова, чтобы заставить мыслить других. Сила слова огромна. Архитектура – это слово, сказанное пространством. Бетонная стена говорит со зрителем. И это весомое слово»

    Недаром не так давно был произведён краткий экскурс в историю Баухаус. Конечно, сказать, что Тадао Андо работает именно в этом стиле нельзя как минимум по той причине, что в стиле Баухаус работал только сам Баухаус. Но, так или иначе, нотки функционализма, «архитектуры для человека» не заметить здесь невозможно. В работах Андо сочетаются строгость и стойкость природы, её монументальность и поэзия, но при этом лишенная излишеств. Нет никакого декорирования, украшений, ничего того, что могло бы отвлечь от самого пространства. Некий дзенский минимализм.

    Дом Азума (Azuma House) экстерьер

    Дом Азума (Azuma House) интерьер

    Архитектура Тадао подобна поэзии хайку. Гармоничное сочетание достаточно неэстетичного для многих материала, такого как грубо обработанный бетон, белого света, чистого Солнечного света, чётких форм дарует некую лёгкость, ненагроможденость и даже некую потусторонность постройкам. Но, даже не смотря на востребованность на Западе, Тадао Андо остаётся «японским» архитектором. Его проекты пронизаны принципом ваби/саби заключающийся в сочетании архаики и современности, переходящего и настоящего, в уважении ко времени и принятии конца – «архаичный модерн».

    The Museum Of Wood Culture Кансай

    Как общеизвестно «говоря обо всём ˗ ты говоришь ни о чём», поэтому я сфокусируюсь на его идейной дилогии – Церковь Воды и Церковь Света. 

    Церковь Воды

    Церковь Воды была построена в 1988 году на острове Хоккайдо. Церковь Воды – два прямоугольника, один из которых стоит на крыше и выполнен полностью из стекла, содержащий в себе четыре креста, образующие, если смотреть сверху, квадрат. Второй имеет одну полностью стеклянную стену, выходящую на пруд. От нижнего прямоугольника отходит нечто наподобие арки со стеклом внутри. Внутреннее убранство также минималистично, как и внешнее: тёмные стены и полы, лавки, смотрящие на пруд, в котором стоит крест. Амвон – место для проповеди никак не отделено. Несмотря на то, что национальная религия Японии – синтоизм, церковь христианская.

    И казалось бы, что в этом такого? Ведь важна архитектурная символика, возвышающая и погружающая в особую атмосферу мрачно-религиозного празднества храма, как в готике: Собор Святого Вита (Прага), или же текучесть форм и фантасмагоричность неоготического строения в целом, как у Антонио Гауди в Искупительном Храме Святого Семейства (Барселона). Но Церковь Воды подобна келье: лаконична, предельно аскетична, лишенная всего, что может отвлечь от «созерцания бога».

    Поэтика заключается в поэтико-архитектурном «приношении» двум религиям: синтоизму и христианству. Слияние воды и креста-распятия, выступает как негласное «бракосочетание» синтоизма и христианства.  Вода, вообще, эстетична, а в религии Синто играет огромную роль. Она выступает здесь не просто дополнением, она есть неотъемлемая часть всего храма. Не будь воды, эти стены не имели бы смысла. Точно также в следующем своём проекте Церкви Света – Свет необходим, чтобы композиция стала полной, чтобы здание начало петь.

    Церковь Света

    В продолжение своей идеи, в 1989-ом году в Ибараки, Тадао Андо проектирует Церковь света. Строилась она как пристройка к дому священника и часовни.

     Снаружи, это бетонный прямоугольник с прорезью, выполненной в форме креста. Интерьер же практически отсутствует: голые бетонные стены, грубые тёмного дерева полы и лавки, орган. Амвон также отсутствует. Единственное, за что может зацепиться глаз, так это за вырезанный в бетоне крест, через который просачивается свет.

    В проектировании церкви Тадо Андо продемонстрировал невероятное умение полутонов. Сочетание природного света и тёмных тонов бетона и дерева, благодаря чему достигается полное погружение молитву. Поэтика Тадао Андно выражается в этой работе предельно. Здание не выступает громоздким построением, а сочетает в себе природное спокойствие и «не-деяние» - полнейшее умиротворение. При этом, церковь не кажется мрачной или пустой, скучной или ещё что-то в этом роде. Всё кажется предельно лаконичным и занимающим своё место. Если обобщать тему этого проекта – это духовность. Это религиозное слияние, «братство» религий, культур, природы и человека. Последнее прослеживается в творчестве Андо во всех его работах.

    Конечно, это не все проекты Тадао Андо. Он также спроектировал Музей современного искусства в Наосиме в 1988-ом году; интерьер Teatro Armani в Милане в 2001-ом.  

    Музей искусств знаменит залом под открытым небом с овальным прудом посередине и окаймлённый сверху травой. Вероятно, тема зала: Вода и Небо. Небо отражается в обсидиане воды и создаётся впечатление, что небо поймали в кольцо или это и есть настоящее небо, а не то, что над головой.

    Музей современного искусства; Наосима

    Зал с прудом

    Teatro Armani

    В итоге, можно сказать, что Тадао Андо в некотором роде поэт природы, пространства и художник от архитектуры. Конечно, не всем придётся по вкусу такой лаконизм, что «не за что уцепиться», но сказать, что в этом нет ничего от искусства, полагаю, не сможет никто.

    Источник:

    Еще из раздела
    Еще из раздела
    Новое на сайте
    Share