7 июня

    СОВРЕМЕННЫЙ ЛИВАН: ПЕРВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ МЕЧЕТЬ

    Ислам - это не просто религия, а целая культура, которой придерживаются миллиарды людей на планете. Редакция Royal Design, в разрезе главной темы месяца, продолжает знакомить вас с культурой Востока и предоставляет вам возможность вдохновиться богатой историей мусульманских стран, их архитектурой и инновациями, которые уже сейчас заполоняют наши жизни и делают их поистине удивительными. 

    Сегодня, команда журнала Royal Design откроет вам дверь в новый мир ислама и покажет, каким может быть современный Восток и его инновационная архитектура.

    О самой первой современной мечети в мире, которую возвели в Ливане, ее нововведениях в исламе и вере во всеобщее человеческое равенство: вы прочитаете уже в данной статье!

    Самой современной мечетью в мире стала небольшая Amir Shakib Arslan Mosque площадью 100 м2 в Ливане.

    Это сооружение стало реконструкцией существующего каменного крестово-сводчатого пространства, к которому добавили минарет, являющийся главной отличительной чертой мечетей и их духовного предназначения. Здание выступило в качестве символической достопримечательности, рядом со старым дворцом 18-го века.

    Новая площадь была спроектирована в том месте, на котором раньше располагалась парковка, превратив фасад мечети в общественную площадь с местами для сидения, фонтаном, местом для омовения и затенением под недавно посаженным инжиром.

    Учитывая несогласованность существующей планировки здания с требуемой в исламе направленностью на Мекку, подход к проектированию был полностью изменен для исправления этого недочета архитекторов. После того, как направленность в сторону Мекки была достигнута, вся мечеть, от интерьера и до площади, которая ее окружает, соответствовала этому направлению, что повысило духовное значение сооружения.

    Архитектурно-планировочное решение мечети, с новым стройным минаретом, связано горизонтально через мягко вогнутый навес с изогнутой стеной на уровне площади, очерчивая портик для мечети ниже и создавая переходное пространство между интерьером здания и улицей, а также добавляя место уединения для посетителей здания снаружи.

    Главный архитектурный элемент современной мечети в Ливане сформирован из каркаса тонких нарезанных окрашенных белых стальных пластин, точно под углом в параллельном направлении к Мекке.

    Если взглянуть на объем Amir Shakib Arslan Mosque спереди, то, благодаря своей тонкой плоскостности, он исчезает и сливается с ее визуально богатым историческим фоном, что превращает это мгновение в вечность и заставляет засомневаться в своих убеждениях даже самых неверующих людей. 

    Вместо традиционного Минарета (объемное выражение нормативной архитектуры мечети), дизайн современной ливанской архитектуры предлагает более легкое чтение типологии, так называемое - эфемерное тектоническое присутствие. Вогнутые или выпуклые поверхности новой мечети соединяют внешнюю площадь и улицу в экстравертной геометрии и связывают ее с внутренним религиозным пространством, которое обычно, с точки зрения традиционной мусульманской архитектуры, было бы герметично закрыто. Как мы теперь знаем, эти два пространства (религиозное пространство внутри и общественное пространство улицы) были соединены в восстаниях "арабской весны", где общественное пространство города пересекало общественное пространство мечети.

    На вершине минарета слово Аллах (Бог) складывается в направлении двух осей из элементов минарета, становясь неотъемлемым структурным элементом, усиливающим хрупкую стальную арматуру, а не просто декоративным дополнением. Минарет является хрупкой составляющей здания, который развалился бы без этой структурной каллиграфии. С одной стороны, Аллах читается в утвердительной форме, современной интерпретации каллиграфии. С другой стороны, Аллах воспринимается как пустота, сомнительное отсутствие, но также исходит из нематериальной и невыразимой идеи Бога, в отношении отсутствия представительства в Исламе. Это также деконструкция слова из метанарратива в текст, который может быть интерпретирован путем создания физического, а не оптического видения. В здании мечети текст является частью конструктивной системы.

    Сам минарет имеет ту же высоту, что и окружающие деревья. А если взглянуть спереди - становится прозрачным, чтобы вписаться в контекст окружающей среды.

    Ниже, на изогнутом входе стены к мечети, в структуру вписано слово Insan (людское). Оно было добавлено архитекторами к стальным плитам не просто так, а для того, чтобы воссоздать в материальном виде общение человека с Аллахом.

    По мере того, как человек перемещается по площади мечети и внутри нее, плоское чтение Amir Shakib Arslan Mosque, образованное стальными пластинами, становится прозрачным, в то время как два слова (Аллах/Инсан) становятся более видимыми, и наоборот. Общая легковесность тектоники мечети стоит также на противовес с тяжеловесностью камня дворца Moukhtara.

    Фиговое дерево, на территории Amir Shakib Arslan Mosque, оттеняет новую площадь и создает завершенность архитектурного ансамбля, вместе с существующим оливковым деревом на другой стороне улицы, ссылаясь на стих "Инжир и Олива" (souret at-teen) в Коране и на важность обоих деревьев в христианской традиций, так как сорок процентов жителей Ливана - христиане.

    Ливанская мечеть уникальная не только своей современной архитектурой, но и тем, что в ней могут находиться как женщины, так и мужчины в одном пространстве одновременно.

    Входная группа в Amir Shakib Arslan Mosque пересекается с точеным стеклянным фасадом, который включает в себя две деревянные двери. 

    На внутренней стороне существующих фасадов, архитекторы вмешались минимально, включив в архитектуру "белую" структуру из вогнутых поверхностей сводов, используя специальную смесь извести, привезенную из Алеппо в Сирии, а также новый фонарь, который разрезает сводчатое пространство, чтобы направить стены Киблы в сторону Мекки и принести свет в пространство Михраба.

    На заднем фасаде мечети Amir Shakib Arslan, где будет происходить фактическое чтение Корана, деревянная стена со словом "Икра" (читать) сформулирована рельефно. Она ссылается на интерпретацию исламского ученого Юсефа Сиддика о том, что первое слово в Коране, Икра, утверждало, что критическое и контекстуальное чтение Корана, как постструктуралистский "текст" следует читать критически, а не как Мета-повествование, которое должно читаться слепо.

    Призыв к молитве, в сотрудничестве с артистами Лоуренсом Абу Хамданом и Нисрине Ходр, был переосмыслен в том же ключе, что и вариация на нормативный призыв к молитве идеей его произнесения, а не пения, в ответ на слова, где слушатель фокусируется на значении, а не на мелодии.

    Дизайн современной мечети в Ливане является идеалом традиций гуманизма в Исламе. С помощью Amir Shakib Arslan Mosque, архитекторы хотели показать разнообразность культуры мусульман, их фундаментальные идеи мира и доказать человечеству, что архитектура не должна быть оружием в мире разных религий, войн и идей.

    Благодаря универсальности дизайна, его открытой планировке и возможности находиться внутри, независимо от гендерных, культурных, расовых и религиозных различий, мечеть Amir Shakib Arslan Mosque в Ливане является примером духовного "моста" между навеянной обществом и историей человечества разницей.

    Именно благодаря таким проектам, мы все еще верим в человечность, во всеобщее понимание и равенство, которым оно и должно быть.

    Источник:

    Новое на сайте
    Share