Снежное яблоко: пять архитектурных памятников Нью-Йорка

27.11.2018
pic

Нью-Йорк – город легенда. Мы видели его, мечтали или мечтаем  посетить, пройтись между многоэтажными исполинами, вдохнуть воздух мегаполиса. Мы пели с этим городом под дождём. Мы наигрывали «Рапсодию в синем» на бетоне фантазий. Мы слышали Синатру в завываниях автомобилей и слышали скрежет Луи Армстронга прохладным вечером. Это город Вуди Аллена, Френсиса Скотта Фицджеральда, Джона Дос Пасоса и многих других, голоса которых созвучны стонам этого мегаполиса – голоса, создавшие образ Нью-Йорка, уходящий далеко за горизонт.

_____________________________________________

«Были Вавилон и Ниневия – они были построены из кирпича. Афины – золото-мраморные колонны. Рим – широкие гранитные арки. В Константинополе минареты горят вокруг Золотого Рога, точно огромные канделябры… Сталь, стекло, черепица, цемент – из них будут строиться небоскребы. Скученные на узком острове миллионнооконные здания будут, сверкая, вздыматься – пирамида над пирамидой, – подобно белым грядам облаков над грозовыми тучами»

Джон Дос Пассос «Манхэттен».

_____________________________________

1. Утюг (Пятая Авеню, Манхэттен)

Одно из тех зданий, которое приходит первым на ум, когда думаешь о Новом Йорке, во всяком случае, для меня. Этот угольник появлялся во множестве кинофильмов, на страницах книг и игровых экранах. Двадцать два этажа известные также сильно, как и Эмпайр Стейт.

До этого, этот уголок занимали другие здания. Дорожная развязка делала угол очень людным местом. Из-за чего было лишь вопросом времени, когда реклама захватит стены. После, стены оккупировали газеты. Начали появляться различные новости, что сделало угол ещё более популярным.

____________________________

Архитекторами выступили Дэниел Бернем и Фредерик Динкелберг. Постройка длилась недолго. Началась в 1901-ом., а закончилась в 1902-ом.

Архитектурно здание является представителем бозар – слияние строгости классики и пышности барокко. Во многом это здание выполнено в «чикагском стиле». Есть «легенда» о том, как советские шпионы «привезли» этот стиль с собой в Союз.

____________________________

В народе это здание называют «Утюг». Фасад достаточно плотно декорирован. Кричащие маскароны, львы, выступающие диски – всего это в достаточном количестве. Край «Утюга» украшают двое юношей.

___________________________

Это здание не могло не стать известным. Прекрасный стиль фасада, возвышенность архитектурных образов, точность линий и выверенность каждого кусочка лепнины сделали своё дело, чтобы Flatiron Building вошел в список архитектурных достопримечательностей.

___________________________  

2. Собор Святого Патрика (Пятая Авеню, Манхэттен)

Это становится традицией. Церкви, соборы или храмы постоянно появляются в списках. Говорить о них становится всё сложнее. Слишком многое уже было сказано.

«Патрик» интересен не только с точки зрения архитектуры (оценить которую, в том числе и внутреннюю, можно даже не выходя из дому благодаря интернет-туру по собору), но и месторасположением. Окружающие современные небоскрёбы невероятно контрастируют с неоготическими шпилями, из-за чего всё воспринимается по-особенному. Храм выглядит здесь как анахронизм, некое место, выпадающее из времени и тем самым становящееся его центром.

____________________________

Постройка началась в 1858-ом., а, из-за Гражданской войны,  закончилась двадцать лет спустя – в 1878-ом. Храм назван в честь католического святого Патрика – покровителя Ирландии. О его жизни можно прочесть в его «Исповеди». 

____________________________

«Патрик» один из прекраснейших примеров неоготической архитектуры. Фасад представляют две башни. В зависимости от падения света, камень храма меняет цвет от белого до серого. Также фасад украшает круглый витраж, снаружи напоминающий тюльпан. Две башни, наминающие застывший воск, сужаются к вершинам. Различные выступы вереницами и лесенками, подобно ямочкам на лице, украшают храм.  

Архитектура безукоризненна. Внутри величественные своды и витражи, преломляющие свет.  Не хочется использовать клише, но это типичный представитель рода неоготики. Как бы грубо не звучали эти слова, Собор Святого Патрика прекрасен, как и многие другие подобные соборы, храмы и церкви.

 3. Metropolitan Life Tower ( Мэдисон Авеню, Манхэттен)

Здание Метрополитен с 1909 (момент завершения строительства) по 1913 (завершение строительства здания Вулворт) являлся высочайшим небоскрёбом Нью-Йорка. Проектом занимался Наполеон Лебран (Napoleon LeBrun) и его архитекторское бюро Napoleon LeBrun & Sons. Башня является рефреном в сторону Кампаниле собора Святого Марка – квадратная колокольня популярная в средневековой Италии и в эпоху Ренессанса.

«Американская кампаниле», в отличие от оригинала, имеет четырёхциферблатные часы по каждой стороне соответственно, и не сторонится других зданий, буквально прилегая к ним. Башня до неприличия ровная и только после часов появляются выступы, наконец-то, нарушая эту прямизну. Вершину украшает позолоченный фонарь, вдохновивший компанию Metropolitan Life Insurance Company, которая на тот момент владела зданием, на слоган «The Light That Never Fails». Благодаря иллюминации, встроенной в здание в 2002-ом. здание начало светиться ещё ярче. Светит она в зависимости от праздника.

С 2011-го по 2011-й зданием владел Тони Хильфегер, собиравшийся превратить его в отель, но, по каким-то личным причинам, передумавший. В Октябре 2011-го «Метрополь» продан Marriott International, всё таки сделавшие из него отель, открытый в 2015-ом.

4. Северная Башня Метрополитен

Может это и нечестно, разделять по сути одну (стоящую рядом) архитектурную достопримечательность на две, но Северная достойна отдельного внимания, хотя бы из уважения к ней.

Рядом с Башней Метрополитен стоит её продолжение в виде Северной Башни. Она должна была стать высоткой в 100 этажей, но выше 29-го не продвинулась. В план входила башня на подобии «Вавилонской» Брейгеля. План так и остался планом, но при этом двадцать девять этажей выглядят и так не плохо. Чувство незаконченности появляется, когда узнаёшь об этом, а до тех пор, вполне себе полноценное здание.

Фантазия на тему

____________________________

Строилась она с 1928-го по 1950-й. Архитекторы  менялись, как и планы. Первоначальный концепт разрабатывали Харви Вайли Корбет и Дэн Эверетт Вэйд. Из-за Биржевого краха 1929-го постройка была приостановлена. В 1950-ом от проекта Корбет-Вэйда негласно отказались и оставили как есть.

____________________________

Это массивная, широкая, ступенчатая башня. Так как это, по сути, основа стоэтажного здания, её разрабатывали с расчётом на большой вес. Выглядит она внушительно, как гора со срубленной вершиной. В отличие от «сестры» эта башня выполнена в стиле арт-деко.

Ещё один пример, когда титаническая архитектура терпит поражение.

5. Отель Ансония

Безумная мечта магната. Идеальный автономный многоквартирный отельный комплекс. Здесь останавливались Стравинский, Рахманинов, Карузо, Тоскани, Драйзер. Гей-клуб, а позже и свинг-клуб. Всё это Ансония.  

Однажды Вильям Стокс выиграл суд против своего брата, «зажавшего» завещание отца. Это было в 1881-ом. В 1899-ом началось строительство, закончившееся в 1904-ом. Идею Стокс вынашивал неизвестно сколько, но у него в голове явно был готовый чертёж, которым она так сильно был увлечён, что нанятого для проектирования архитектора понизил до мелкой работы. И да, здание выглядит безумно. Снова бозар во всём великолепии. Лепнина, хитросплетения вязи, точно странный лес. Вильям рассчитывал, что Западный Бульвар станет культурным центром и что именно здесь находится «место силы» в котором она будет вариться.

Отель назвали в честь своего деда Ансона Фелпса.

На крыше отеля держали ферму, чтобы достичь полной автономности от города, создать биосферу искусств и удовольствия. Ферму достаточно быстро закрыли, так как службы посчитали это уже чересчур и вообще нарушением санитарных норм. Также была внутренняя пневмопочта, трубы которой бороздили толщи стен.

Когда Стокс умер (1926-й), его дети наплевали на отель, а в 1929-ом тот и вовсе обанкротился. Его разворовали. Стокс лично подбирал картины для холла и все рюши, но и их украли. Во время войны всё что можно и нельзя было переплавлено. А после, примерно в 60-х, в подвалах, в которых некогда были чудесные бани и бассейны, организовали клубы. Это не так плохо, ведь позволило зданию обрасти легендами и мифами, сохранившими к нему интерес.  

Благо сейчас здание отреставрировано и полностью функционирует.

Да, мы не затронули ни одного современного здания, а лишь  пробежались по макушке эпохи джаза, лишь на миг заглянув в XVII век. Конечно, не каждое здание могло нас восхитить, так как подобна архитектура для нас не нова. Но, как и о любом городе, о Новом Амстердаме можно говорить целыми книгами так и не добравшись до сути. Как и все города, он может пугать, устрашать, восхищать и радовать – он может всё. Детище Каина, в котором нам жить может быть прекрасным, особенно в преддверии такого праздника как Рождество. До него ещё месяц, но всё равно, оно уже очень близко. Можно услышать его трели и хохот. 

Автор:

Константин Оленич
 

 
 
Share
Прислать
материал
Новое на сайте
Показать еще
Архитекторы
Все архитекторы
События
2019-02-08
Категория события Выставки
2019-02-10
Категория события Выставки
2019-03-02
Категория события Конференции
2019-03-04
Категория события Конференции
2019-05-03
Категория события Конкурсы
Все события