29 апреля

    Пять аспектов планирования пространства

    С развитием такой науки как психология, все чаще люди стали задумываться о «психологии интерьеров», о том, как оформление помещений воздействует на настроение человека и даже его самочувствие. Этому дали подтверждение и многочисленные исследования ученых. В обустройстве интерьера психология подчеркивает важность нескольких факторов, от которых напрямую зависит наше устойчивое эмоциональное состояние. 

    Планировка

    Жилое помещение должно быть свободным для перемещения. А ключевой момент в грамотной планировке – симметрия. По утверждению психологов, наш мозг перерабатывают поступающую от глаз информацию в форме цельного образа, а не отдельными фрагментами. Входя в комнату, мы воспринимает интерьер гостиной, кухни или ванной комнаты сначала в целом, а уже потом сосредотачиваемся на деталях. Наш мозг любит сбалансированные конструкции, поскольку объем информации для переработки здесь минимален. Поэтому симметричные пространства кажутся нам более эстетичными.

    Конечно, если вы незаурядная личность и видите ваш интерьер ассиметричным, то я, как психотерапевт и психолог, а также мои коллеги рекомендуем сделать только некоторые ассиметричные акценты. Поскольку ассиметричные формы и интерьер создают эффект хаоса и не вызывают у человека чувство защищенности. А ассиметричная композиция придаст комнате глубину и зрительный интерес. Не обладая специальными знаниями, очень сложно самому понять, как сделать этот грамотный акцент, поэтому дизайнеры интерьеров могут вам в этом помочь. Старайтесь избегать предметов, угловатых и грубых форм – они угнетающе воздействуют на психику человека.

    Свет

    Удачное оформление интерьера в психологии тесно связывают с грамотно организованным естественным освещением. Солнечный свет помогает улучшить циркадные ритмы (связь биологических процессов в организме со сменой дня и ночи), предотвращает депрессию и усиливает работу высших мозговых функций (память, речь, мышление, ориентация, планирование). Таким образом, ярким днем мы чувствуем себя более внимательными и сосредоточенными. Недостаток природного света приводит к чувству усталости. Вспомните, насколько труднее просыпаться темным зимним утром по сравнению с летом. Да, современные осветительные приборы могут имитировать дневное свечение по интенсивности и спектру, но наш мозг все равно улавливает подмену, и это тоже негативно влияет на настроение и уровень энергии.

    Не менее важно продумать освещение в помещении и зонирование светом. В таких комнатах как спальня очень важен тёплый свет, которой придаёт уют и успокаивает нервную систему. В других зонах, как кухня, ванная – важен яркий свет. А вот в холле можно поиграть со светом, разделив его на «бодрствование», то есть яркий дневной свет и «вечерний релакс», тёплый и уютный, когда вы можете замотаться в плед, попивать чай после тяжелого трудового дня.

    Текстуры и материалы

    Считается, что в окружении мебели с острыми четкими краями наш мозг получает приказ: "Внимание! Будь бдителен!". При взгляде на ковровое покрытие с высоким ворсом или мягкий диван срабатывает противоположная команда: "Расслабься". Установленный в кабинете рабочий стол с прямыми углами поможет сосредоточиться. А когда хочется отдохнуть, лучшее средство – плюшевый коврик, теплый диван и удобные подушки. Плавные формы тоже умиротворяют. Таким образом, цепочка реакций складывается мгновенно – на уровне подсознания, и эти факты часто используют в психологии дизайна интерьера.

    Озеленение

    Ученые установили, что формы и цвета живой природы успокаивают нервную систему. Мозг распознает их, не прикладывая значительных усилий. Если зелень не попадает в поле зрения, можно обойтись заменителем – растениями в горшках. Конечно все очень индивидуально. Джунгли или минимальные растения – выбирать вам, но эта деталь должна присутствовать в каждом интерьере.

    Цвета

    В какой цветовой гамме оформить своё жильё?! Это вопрос не только эстетики и предпочтений, это инструмент, с помощью которого можно влиять на эмоции и поведение человека. Кажется, что выбрать цвет для гостиной или всего дома – очень просто, ведь речь идет об оттенке, который нам нравится. При таком подходе результат может получиться хороший, но гораздо чаще случается наоборот. И причина – в отсутствии знаний о психологическом значении цвета в интерьере.

    Чтобы не делать ошибку при выборе цвета, я расскажу о психологии базовых оттенков. Человек воспринимает холодные и тёплые оттенки. Одни вызывают определенное душевное состояние, стимулируют и усиливают способность концентрироваться, помогают чувствовать себя в безопасности и расслабляться. Другие – напротив, угнетают, утомляют и раздражают. Поэтому при выборе палитры для дизайна нужно учитывать ее эмоциональную нагрузку. Индивидуальные предпочтения, воспоминания, личные ассоциации – влияют на эффект, производимый цветовой гаммой в домашнем окружении. Идеальный пример – черный цвет: для одних ассоциируется с печалью и грустью, другие чувствуют комфорт при таком соседстве. Использование психологии цветов в интерьере не гарантирует, что у всех домочадцев будет одинаковая реакция на конкретный оттенок. Но существуют типичные отклики на основную палитру.

    Белый: Обладает чувством чистоты. Если использовать в отделке стен и мебели, комната покажется выше и просторнее. Но даже если белый будет присутствовать только в оформлении оконных рам и дверных наличников, эффект свежести тоже будет достигнут. Белый цвет хорошо сочетается с нейтральными красками: черной, серой, коричневой.

    Чёрный: Идеально подходит, чтобы акцентировать в комнате отдельные вещи: рамы картин или зеркал, столики, светильники. Злоупотреблять черным цветом не стоит, ведь у большинства людей он ассоциируется с мрачным антуражем и официозом. В разумных объемах это благородный, аристократичный цвет, который наиболее выигрышно смотрится на нейтральном фоне или при направленном освещении.

    Серый: Эмоциональная реакция на серый цвет сильно зависит от его оттенка. Серо-желтоватый оттенок может вызвать депрессию, особенно если в помещении есть предметы в коричневой гамме. Более холодный тон в комбинации с приглушенным белым создаст освежающий вид. Психология дизайна интерьера предупреждает, что преобладающие в обстановке серые зоны рискуют сформировать скучную среду.

    Коричневый: Коричневый цвет считается нейтральным. Вызывает ощущение естественности, потому что часто встречается в природе, напоминает о земле. Связан с чувством безопасности и стабильности. Сочетания коричневого цвета в дизайне квартиры или дома добавляет теплоту и глубину. Красивый паркет и мебельная отделка из этой гаммы говорят о тонком вкусе хозяев. Неполированное дерево и шерстяные ткани природных оттенков создают приятный деревенский эффект.

    Жёлтый: Этот цвет излучает позитив и заряд бодрости, но и здесь нужно внимательно подбирать оттенок. Бледный желтый на стенах или потолке привнесет в интерьер свет. А вот темный может вызвать со временем напряжение. В качестве единичных вкраплений, желтый прекрасно «сработает» в виде фоторамок, растений, настольных светильников и ваз. 

    Зелёный: Зеленый успокаивает и расслабляет, очень приятен для глаз, так как связан с природой. Лучший способ его применения – использовать в отделке, сочетая несколько зеленых оттенков: мяты, лайма или хвои.

    Синий: Если хочется создать атмосферу работы и медитации, обращаются к синему. Он снижает кровяное давление и сердечный ритм. Очень светлый оттенок, ближе к голубому, зрительно увеличивает помещение. Если в комнате много солнца и тепла – синий охладит интерьер. В отделке кухни способен снижать аппетит.

    Красный: Красный часто указывает на угрозу, увеличивает частоту сердечных сокращений, пульс, но в окружении более теплых оттенков человек чувствует себя комфортно. Оранжевая разновидность красного повышает аппетит.

    Фиолетовый: Пурпуровый цвет в психологии оформления интерьера содержит отсылку к атрибутам королевской власти, популярен для создания дорогих эксклюзивных проектов. Если имеет голубоватый оттенок – воспринимается безмятежным и слегка таинственным. Если в тоне больше красного – эта зона станет эмоционально доминировать.

    Источник:

    Новое на сайте
    Share