Мэтью Барни и его (незаконченный) творческий путь

09.10.2018

 

 

 

Жизнь молодое дарование начало в 1967 году 25-го Марта в Сан-Франциско. Его мать была художницей, а точнее, абстракционисткой. Отец не занимался чем-то примечательным. Из Сан-Фран семья с двумя детьми (Мэтью младший) переехала в Бойс, что в Айдахо, но после развода мать уехала в Нью-Йорк, куда приезжал навещать её младший из детей. «Большое Яблоко» - место бурлящее, переполненное творческими личностями, а в сочетании с творческой личностью в семье, хоть и разведённой, оказало неоценимое влияние на становление на будущего мастера. В Бойсе он прожил с 1974-1985 вместе с отцом. Сам он говорит об Айдахо следующее:

Айдахо очень консервативное место и я был счастливчиком, что имел способности к футболу, потому что это помогло мне свалить оттуда.

Также на Барни оказал влияние спорт: на полупрофессиональном уровне он занимался футболом и борьбой, что находит отражение в его творчестве. Атлетическое телосложение юноши позволяет работать моделью, чем собственно он и оплачивает свою учёбу в университете и будущее в роли «свободного художника». В роли модели он сотрудничал с агентством Clic и позировал для Ральфа Лорэна и Ferre.

Работа моделью научила меня, как отстраняться от собственного тела и использовать его как сырой материал. Это была хорошая работа, давшая мне многое, но немного разочаровывает, когда ты не в состоянии контролировать собственную деградацию

Мэтью Барни явно был ещё тем смутьяном, о чём говорит его выпускная речь, – «выпустился» он в 1985-ом. -  в которой каким-то не мыслимым образом он сравнивает жизнь с движением сперматозоидов.

И так, чем заняться бунтарю-атлету, как не… пластической хирургией в Йельском университете, в который он поступает в том же 1985-ом. Хотя после одного или двух семестров он всё же меняет направление – переходит на факультет искусства, который закончил 1989-ом. Его работы йельских времён, были показаны в Гимназии Пейн Уитни. 

Примеры инсталляций

В 1991-ом. последовала первая крупная выставка в галерее Барбары Гладстоун, которая прошла на высокой ноте. В который раз Мэтью показал свою натуру весельчака и снова сугубо физиологический манер. Описывать её нет смысла, так как любую выставку нужно видеть. В том же году проходит выставка в Музее современного искусства в Сан-Франциско. Ему было только двадцать четыре года.

С 1995-96 ездит в турне по Европе со своей выставкой, устроенное Музеем Бойманса ван Бёнингена. Критик Джерри Сальтз описал выставку так:

это самое трудоёмкое искусство, которое я когда-либо видел

И вот мы приходим к первому фильму серии Кремастера. Хронологически они выходили в такой прогрессии:

1995 - Кремастер 4

1996 - Кремастер 1

1997 - Кремастер 5

1998 - Затишье для «кремастеров», но выходит фильм с живописным названием в духе  «кино категории B» (перевод опущен в целях сохранности особо впечатлительных читателей): March of the Anal Sadistic Warrior.

1999 - Кремастер 2

2002 - Кремастер 3 – выход  сопровождается выставкой в музее Гуггенхайма.  

Можно попытаться рассказать об этой кино-вселенной, но чтобы избежать эстетических спекуляций, споров и домыслов, мы постараемся быть аккуратны. Если совсем кратко, то это посмодернистская метафора рождения, секса и пола, шокирующая и завораживающая дерзостью, и своеобразной эстетикой, присущей фантазии Мэтью Барни в обёртке поп-арта. Фильмы наполнены различными персонажами, образами и метафорами, которые, в основном, зациклены на телесности и теле.

Кремастер – мышца втягивающая половые органы в тело в зависимости от падения температуры.

Конфигурации этих мышц прослеживаются в моих работах с 1990, а Кремастер исследует форму этих мышц в пяти различных состояниях

Одни из персонажей "Кремастер 4"

Колесо одной из гоночных машин "Кремастер 4"

В фильмах часто фигурируют различные хирургические и гинекологические инструменты, протезы, всё это появилось явно после изучения медицины. Отдельного слова достоин вазелин. Мэтью Барни очень часто его использует в своих инсталляциях и в  Кремастерах в частности. Пожалуй, это не только потому, что вазелин достаточно мягок и поддаётся различной обработке (хотя, казалось бы), но и потому, что сам ваятель вкладывает в него некий символизм. Однако, так или иначе, это скользкое и вязкое производное парафиновых смол появляется, в той или иной форме, в Кремастере чрезмерно часто.

Именно - вазелин

В 93-ем. на 48-ом. биеннале получает награду Europa 2000

В 96-ом становится первым лауреатом премии Hugo Boss Prize, учреждённую музеем Гуггенхайма.

 

Ещё в 87-ом году была начата серия «Рисуя границы» («Drawing Restraint») - эксперименты в студии, в которых искусство твориться силой и борьбой. Художник, находясь в сопротивлении со своим положением, будь он подвешен вверх ногами или заторможен тяжестью на ногах, продолжает творить. «Рисуя границы 1-6» из серии видео и фотографий. Седьмой же части присущ некий нарратив, а итог: трёхканальное видео, серия картин и фото, за которые был награждён премией Аперто на Венецианском Биеннале 1993-го.

Когда начинал «Рисуя границы», я пытался обозначить различные точки давления и  психологические нарративные зоны, которые уже познал в своём теле как атлет.

 

В 2005-ом выходит «Рисуя границы 9» под другим названием «Растворение Мира» - полномасштабное кинематографическое действо, дополненное картинами, скульптурами и книгами, и музыкальном альбоме Бьорк под тем же названием. Также, Бьорк снялась вместе с Барни в "Рисуя границы 9".

Спустя одиннадцать лет, создаёт фильм-оперу «Река Фундамента» («River of Fundament»)  и разводиться с Бьорк, с которой состоял в браке с 2001-го. За это время у них родилась дочь (в 2002-ом.), которую назвали Изадора.  

Кадры из фильма "Рисуя границы 9"

Также Барни отличился и как перформанс-арстист. В Июле 2009-го совместно с Элизабет Пейтон проводит, на греческом острове Гидра, перформанс под названием «Кровь двух». Двух часовое действо заключалось в захоронении гроба с различными художественными артефактами. Похоронная процессия, проведённая рыбаками, гроб, украшенный акульей тушей, в сопровождении стада козлов – всё это создавало впечатление некоего сакрального действа, хотя толпы зрителей, по идее артиста, дополнявшие процессию, вероятно, могли создать впечатление обыкновенного столпотворения. Из значимых гостей можно отметить творцов: Дэвида Бирна, Маурицио Каттелана, Рикрит Тиравания; галеристов: Джефри Дейч, Эммануэль Перротин и Хавьер Перес.

Вместе с Дэвидом Бирном

В Октябре 2010-го в Детройте прошла вторая часть семичастной серии перформансов вдохновлённые романом «Древние вечера» Нормана Мейлера. Первая часть была проходила в 2007-ом.

Фото процессии "Кровь двух"

Перформанс 2010-го.

Итога ещё нет. Мэтью Барни всё ещё плодотворно творит и, вероятно, не собирается останавливаться. Также плодотворно он заводит себе друзей: его можно увидеть на фотографиях с Мэган Джилленхол и Канье Вестом. Можно заметить, что в некоторых аспектах его творчество приобрело весомости и серьёзности, даже некий юношеский фанатизм касательно телесности, пола и секса почти скрылся. Можно попытаться разобраться в его творчестве, в мифологии Кремастера, которая, там, несомненно, есть, чего стоит человекозёл и бесполые близнецы, либо его образность и сюрреалистическую составляющую, но это слишком сложное и кропотливое дело, которое никак не уместить в эту статью.

Из поклонников творчества, можно отметить всё того же  Канье Веста, который, по одному ему известным причинам, включил в титры артиста как  вдохновителя на клип к песне «Famous».

Канье и Вдохновитель

С собачкой для L'Uomo Vogue 

Автор:

Константин Оленич
 

 
 
Share
Прислать
материал
Новое на сайте
Показать еще