25 февраля

    История успеха: Ярослав Куликовский

     


    Украинский художник, создатель Квантового реализма – нового стиля в современном цифровом искусстве и первый представитель новой эпохи Big Data Art.

    Также работает в жанрах: абстрактный экспрессионизм и китч

    Участник многих коллективных и персональных выставок в Дании, Германии, Италии, Австрии, Франции, Великобритании

     

    ЯРОСЛАВ КУЛИКОВСКИЙ — МИР КОТОРОГО НЕТ 

    Квантовый реализм — новейшее  искусство ХХI века, которое своим появлением открывает нам мир Big Data Art. Согласно этой эстетической и художественной позиции задача искусства состоит в том, чтобы как можно точнее и объективнее изображать действительность в цифровой вселенной. При этом необходимо различать философские понятия реальности и виртуальной действительности, в которую мы погружены.

     

    Расскажите, пожалуйста, как Вы выбрали свое дело? Когда это стало Вашим призванием?

    Когда мне было 7 лет, отец купил компьютер, поставил на него всевозможные программы и игры и сказал, что там я точно найду что-то свое. Так и произошло. С детства я занимался живописью, и мой выбор был очевиден – я остановился на графических редакторах. Дальше были художественные школы, частные занятия живописью. Мама-архитектор, видимо, тоже внесла свой неосознанный вклад – я все детство просидел рядом с ней за кульманом, так что это у меня в крови.

    Ну а в университете я уже начал не только участвовать в ежегодных выставках, но даже проводить собственные авторские.

    Поэтому, если подытожить, то цифровая живопись была моим призванием всегда, но воплотилась в реальность с появлением планшета и компьютера в 1997 году.

     

    В истории искусства, главным образом в живописи, квантовый реализм как творческий метод и направление противостоит современному искусству (в рамках концепции Чарльза Саатчи) и академизму. Он берет на вооружение весь авангард современного хай-тека: блокчейн, смарт-контракты, стартапы, цифровые планшеты и т.д.

     Какие этапы в жизни больше всего повлияли на формирование Вашей личности?

    Я бы выделил несколько этапов. Первый пришелся на самое детство: я помню, как бабушка мне показывала альбомы моего прадеда с карандашными эскизами, это были в основном портреты семьи и друзей. Вторым важным этапом, как я уже сказал выше, стало появление компьютера. Ну и самое главное – это мои родители, которые меня всегда поддерживали и направляли, а в студенческие годы – всячески поощряли мои поездки по европейским галереям и музеям. Вот этот комплекс и сформировал меня как художника.

    Не нужно думать, что виртуальная реальность – это очень далекое будущее, мы уже в ней живем около ста лет. Остался последний этап – погрузить раздробленное сознание в техническую виртуальную реальность (мир Big Dada).

     Какой год стал для Вас началом карьеры?

    Хороший вопрос. Несмотря на то, что я занимаюсь цифровой живописью около 20 лет, началом своей карьеры считаю 2019 год, даже, наверное, 2020. Потому что именно в этом году я сформулировал концепцию своего стиля и сам стиль – Квантовый Реализм.

    Расскажу вкратце. Развитие искусства идет в ногу с технологиями. Например, итальянцы в средние века пользовались камерой обскура, импрессионисты, во многом благодаря появлению паровозов и складных мольбертов, придумали пленэр и т.д. То есть, начиная с XIX века технологии и скорость передачи и обработки информации стали вытеснять сознание человека из реального мира – во внутренний.

    Почему 200 лет назад художники изображали внешнюю реальность, а спустя столетие переключились на изображение только внутренней (и появление фотографии тут совсем не при чем)? Моя идея состоит в том, что картины великих мастеров – это отражение сознания в определенном историческом временном отрезке, а также показатель перегрузки сознания информацией. Скажу проще: если обобщить все творчество, например, импрессионистов, то можно заметить, что у них стало «рябить в глазах», появились, скажем так, «радиопомехи восприятия мира».

    Далее, благодаря техническому прогрессу и колоссальному потоку информации, в начале XX века появились те направления изобразительного искусства, которые не имеют ничего общего с реальным миром: кубизм, сюрреализм, супрематизм, футуризм и т.д. Все эти направления объединяет одно важное свойство – тотальный уход от реальности и погружение во внутренний мир. Я назвал это «очки восприятия». Дали видел мир через свои очки, Пикассо – через свои, Ротко – через свои, но никто из них уже не воспринимал мир как единой целое. Уже во второй половине ХХ века 90% художников полностью переключились на передачу внутреннего мира, своих эмоций и т.д.

    Так вот, моя концепция квантового реализма говорит о том, что, не воспринимая внешнюю среду, люди и художники, переключились на изучение внутреннего мира себя и окружающих. Наше сознание стало воспринимать мир искаженно, цельное пространство стало калейдоскопом, превратившись в “картину да Винчи”, которую порезали на мелкие пазлы, перемешали – и попробуй теперь сложи воедино.

    Поэтому не нужно думать, что виртуальная реальность – это очень далекое будущее, мы уже в ней живем около ста лет. Остался последний этап – погрузить раздробленное сознание в техническую виртуальную реальность (мир Big Dada).

    Когда это произойдет? Пусть каждый себе ответит на вопрос, сколько бесполезного времени он проводит в айфоне – вот и ответ. Уже сегодня многие из нас работают в виртуальных офисах, ходят в виртуальные магазины, занимаются виртуальным сексом c виртуальными девушками, имеют свои виртуальные аватары в виртуальном государстве фейсбука и гугла, и конечно же – ходят в виртуальные галереи современного искусства.

    Искусство идет в ногу со временем и вслед за всем человечеством переходит в новый виртуальный формат, совершая квантовый скачок сознания на совершенно другие территории это и есть квантовый реализм – новое искусство для нового виртуального мира. 

    Поэтому из моей концепции Квантового Реализма я делаю важный  исторический вывод, что эпоха Ренессанса  на самом деле – это не точка рассвета цивилизации, это точка начала ее заката, завершения человека как единого целого, как части мира. Еще Ньютон говорил, что мы – карлики на плечах у великанов, видимо он знал чуть больше меня.

     

    Расскажите о проекте, который запомнился Вам на всю жизнь или как-то повлиял на формирование вкуса и стиля?

    Как в жизни любого художника, проектов было много. Лично я выделяю Игоря Абрамовича – он действительно большой профессионал своего дела и номер один в Украине.

    Отдельной позицией я бы выделил нынешний карантин. Несмотря на то, что я занимаюсь цифровым искусством, в апреле этого года я полностью отказался от смартфонов. Как показали мои наблюдения, этот гаджет крайне негативно влияет на творческую и интеллектуальную деятельность.

    Ведь искусство – это сложная интеллектуальная конструкция, требующая глубокого мыслительного процесса, а на вкус и стиль влияет и кругозор, и способ восприятия и т.д.  Поэтому я много читаю, посещаю выставки и общаюсь с по-настоящему интересными людьми.

     

    Назовите отличительные черты современного стиля?

    Современное искусство в большей мере – это часть шоу-бизнеса. А то, что по-настоящему имеет свою ценность, мы сможем понять только через 10-20 лет. Искусство должно пройти проверку временем.

    По поводу стиля, не знаю про всех, скажу за себя. Отличительные черты квантового реализма – это полный переход на цифровую платформу. Ведь не всегда художники писали на холсте – было и дерево, и скалы, и стены храмов, и многое другое. Теперь пришло время тотальной технической дигитализации искусства. Цифровые кисти, блокчейн, смарт-контракты, голограммы и виртуальные выставки. И что бы ни говорили – я за, потому что новому цифровому миру, новой эпохе необходимо новое искусство.

    Скульптура в современном стиле – дорогое удовольствие?

    Скульптура – это не мое по одному простому критерию: даже самые красивые и изысканные формы – это конструкция, в которой нет жизни. Архитектура – совсем другое дело. Я для себя выделяю ее до начала XX века – это прекрасные гармоничные формы. Начиная с обычных жилых домом, замков и дворцов, заканчивая структурой и системой городов. Когда-то мир был для человека, но с окончанием Первой мировой человек стал для мира. Но это тема для отдельного разговора.

    Кстати, поэтому сейчас практически нет по-настоящему хороших художников – люди сами перестали быть цельной субстанцией и внешний мир уже не воспринимают цельным. Утрата гармонии привела к появлению современного искусства в его нынешнем виде. Когда все именитые холсты уже давно много раз проданы, осталось продавать псевдоглубокие идеи, переданные посредством крайне примитивных форм. Это хороший бизнес, я – за, но к настоящему искусству это не имеет никого отношения. Искусство по своему определению не может быть массовым. Оно зарождалось в замках для узкого круга элиты. И, судя по сегодняшним тенденциям, туда, в эти закрытые клубы, и уйдет. Иначе его не спасти. А макдоналдс будет всегда.

    Когда-то мир был для человека, но с окончанием Первой Мировой войны человек стал для мира.

     Что бы Вы посоветовали украинским художникам?

    Украинским художникам я ничего советовать не буду по двум причинам. Ройтбурду, Тистолу и другим уважаемым мастерам старой школы советы давать неприлично – они сами могут дать совет кому угодно. А молодым я советовать не буду, потому что их нет. Есть масса людей, которые умеют держать в руках кисть – это да. Но, к сожалению, великие художники, скульпторы или архитекторы появляются в тех странах, где есть финансовая стабильность на протяжении длительного отрезка времени. А это и образование, и развитие, и правильное восприятие формы и содержания, и многое другое.  

     

    У нас государство 30 лет не вкладывает деньги в культуру, поэтому какое поколение выросло – такое искусство и имеем. Конечно, есть единицы, которые каким-то чудом смогли не потерять себя и посвятить жизнь полноценному сложному интеллектуальному процессу творчества. Вот им я желаю как можно быстрее перестроиться под новую информационную парадигму мира.

    Отличительные черты квантового реализма – это полный переход на цифровую платформу.

    Блиц-опрос:

    Любимый город и страна – Киев, Лондон, Москва, Париж

    Коты или собаки – кошечки:)

    Любимая еда – грузинская кухня, ну и, конечно же, наша «Книга о вкусной и здоровой пище»

    Идеальное время суток для работы – ночь

    Шумная вечеринка с друзьями или вечер с близким человеком возле камина – вечеринка возле камина:)

    Велосипед или автомобиль – автомобиль

    іOS или Android – Верту

    ИЗБРАННЫЕ ВЫСТАВКИ:


    2017 «Волшебник Страны Oz», Американский дом, Киев

    2016 «Криптовалютная Одетта», Black Square Gallery, Майями

    2015 «Отражения», Министерство Иностранных дел Фландрии, Брюссель

    2014 «Цифровые Ноктюрны», Культурный центр Королевства Бельгия, Брюгге

    2013 «Мир Наизнанку», Культурный центр Королевства Бельгия, Люксембург

    2012 «Просветленная Ночь», Мистецький Арсенал, Киев

    2011 «Digital Dictat», Харьковская Муниципальная галерея, Украина

    2010 «Цифровой Человек. Начало», Львовский Дворец искусств, Украина

    2009 «Брекет-Бой и Святая Илона», Украинский дом, Киев

     

    авторский стиль сохранен

    Источник:

    Новое на сайте
    Share