Таинственные дома из фильмов ужасов

09.11.2018

Несмотря на то, что Хэллоуин недавно прошел, фильмы ужасов, да и сами ужасы, всегда остаются актуальными. Нам нравится щекотать себе нервы хорошим триллером или не очень хорошим. Фильмы ужасов, как ничто более, конечно, помимо литературы, изобразительного искусства, демонстрируют нам те тени, что бродят в рытвинах и буераках нашего подсознания.

Дома в подобных произведениях играют одну из ключевых ролей, даже если они не выведены на передний план. Дом выступает площадкой, котлом, в котором предстоит кипеть нашему ужасу. Давайте же рассмотрим несколько примеров «архитектуры ужасов». Не все в списке являются полноценными фильмами ужасов.

1.Багровый пик (2015. Гильермо дель Торо)

Готическая история, выполненная в лучших традициях готической литературы со следованием каждому «клише», но при этом оставляющее приятнейший осадок, как от неплохого рассказа.

Как требует любая готическая история, имеется огромнейшее поместье, в которое героиню американку Эдит заманивает таинственный английский баронет Томас Шарп вместе со своей сестрой – с которой состоит в неприемлемо близких отношениях – чтобы отстроить своё умирающее имение Аллердейл, именуемое «Багровым пиком» - из-за залежей красной глины снег окрашивается в багрянец крови.

Это поистине грандиозное место, невзирая на дыру в потолке, в которую падает снег. Роскошный старинный особняк, имеющий достаточно странную архитектуру, из-за чего сложно определить её стиль. Преобладает налёт готического в сочетании с чем-то более поздним.

Здание выглядит тяжелым и действительно походит на умирающего зверя. Внутри всё преобладают тусклые цвета: чёрный, бирюзовый, коричневый. Много тёмного дерева, из которого изготовлены лестница, перила и внутренний балкон. Гостиная также украшена деревом и имеет камин (как же без оного!). Высокие потолки, стены, украшенные различными картинами в золотых рамках – поистине ужасающе прекрасное место и отменная работа декораторов.

___________________

«Орнамента никогда не бывает слишком много, когда он хорош, и всегда слишком много, когда он плох» писал Джон Рёскин об архитектуре и с этим сложно поспорить.

___________________

Интерьер выглядит прекрасно, полностью передавая устаревший тон и надлом духа семьи Шарп, но при этом, снаружи дом выглядит несуразно, как будто кто-то исступлённо сваливал кирпичи, чтобы получить эту груду башенок. Конечно, это тоже подчёркивает таинственность и дополняет атмосферу.

2.Леденящие душу приключения Сабрины (2018)

Современный перезапуск истории о девочке-ведьме, живущей вместе с тётями, но более мрачный. Здесь нас ждёт и Сатана собственной персоной, каннибализм, шабаш и кровавое посвящение. Сериал основан на одноимённом комиксе, но, как и следовало ожидать, имеет некоторые изменения. В частности, следует обратить внимание на стилистку. Сериал рассказывает как бы современную историю, но отсутствует точная привязка по времени, потому общая стилистика – это ранние «пригородные» 60-е. Это важно отметить, так как влияет и на архитектуру. В основном мы рассмотрим дом семьи Спеллман.

Это чёрный дом в стиле американской готики, также известной как плотницкая готика. Стиль появился в XIX веке в Америке и Канаде. Считается, что это подражание викторианской неоготике, но это не совсем верно, так как викторианский стиль стремится объединить красоту и изящество современной архитектуры с непоколебимостью крепостей и замков, едва ли прослеживается в плотницкой готике. Эта путаница может быть связана со стилем коллегиальной готики, которая действительно имеет общее с викторианским неоготизмом. Также, в отличие от туманного острова, американская готика, в основном, развивается в провинциальных городках и строится из дерева, что очевидно из самого названия. Единственное что их роднит между собой это внутренняя идея и целостность, выраженная в «христианской непоколебимости». Это очень тонкий и сложный вопрос исторического развития архитектуры мы, пожалуй, оставим и двинемся по направлению к дому Спелламанов.

___________________

Как написано выше, это деревянный дом в готическом стиле. Дом не только жилой, но и является похоронным бюро семьи. Он полностью чёрный и является отсылкой на Чёрный Дом в Сан-Франциско, в котором располагалась с 1966-97 годы Церковь Сатаны. Дома не похожи, но отсылка очевидна.

___________________

 

 

Зайдя внутрь, мы увидим раздвоенную лестницу, ведущую на второй этаж. Создатели смогли придерживаться золотой середины и не превратить дом в хэллоунские декорации. Выглядит как место жительства зажиточной американской семьи начала 60-х. Цвета приглушенные, но при этом не мрачные. Всё выглядит достаточно уютно и по-домашнему: обои в цветочек, в комнате Сабрины они даже розовые. В подвале находится стол для аутопсии и всё для этого необходимое, потому комната выглядит как больничная.

__________________________________________

Комната двоюродного брата Сабрина Амброуза находится на чердаке и походи на убежище хиппи-оккультиста: британский флаг, приколотый к потолку, различные плакаты, пластинки, рисунки и книги, часть из которых явно магического толка. Комнаты тёть лаконичны и просты: две кровати, шкафы. Всё, как ожидаешь увидеть в бабушкиной. Увы, фотографий не так много, сериал буквально только на днях вышел, потому внутрь можно заглянуть лишь мельком.

____________________________________________

3.Суспирия (1977. Дарио Ардженто)

«Тогда он прочтет древнейшие истины - истины печальные, величественные, устрашающие. Так он воскреснет прежде, нежели умрет. И тогда исполнится повеление, предписанное нам от Бога, - язвить его сердце до тех пор, пока не раскроются сполна способности его духа

Томас де Квинси «Левана и Богородицы скорби»

Сюжет фильма прост. Молодая героиня приезжает изучать балетное искусство и тут-то начитается странное. Дабы избежать всеми нелюбимых спойлеров, обойдёмся без сюжетных подробностей. Несмотря на простоту фабулы, фильм затрагивает более глубинные темы, чем может показаться на первый взгляд. Вдохновением Ардженто на трилогию «Трёх матерей» (Суспирия 1977, Инферно 1980, Мать слёз 2007) послужило произведение Томаса де Квинси, цитата из которого находиться выше.  

Место действия – балетная школа где-то в Европе. Это странное и сюрреалистическое место, живущее по законам снов. Благодаря цветовому решению, интерьер создаёт особое состояние у зрителя, погружая его в это таинственное место. Вообще, внешнюю облицовку дома показывают достаточно редко, потому всё суть находится в интерьере. Главный цвет фильма красный. Едкий багрянец неоновой крови, и такого же цвета стены. Длинные коридоры, большие залы, странные рисунки на полотнах стен. Общую архитектуру или стиль интерьера определить сложно – это сновидческий дизайн.

В этом году вышел ремейк от большого поклонника оригинала Лукой Гуаданьино.

4.Сияние (1980. Стэнли Кубрик)

Классика кинематографа ужасов. Признанный, но не сразу, шедевр, который не понравился самому Стивену Кингу.

Место действия – отель «Оверлук», лицом которому послужил отель Timberline Lodge в Орегоне. Внутри всё является декорациями и снималось в Лондоне.

Внешне это большое здание с деревянной облицовкой, серой покатой крышей и каменными вставками. Внутри же это эклектичное соединение чего-то от арт-нуво и чего-то от поп-архитектур 70-х.

Длинные коридоры с концентрационными, оранжевыми ромбами ковра, ставшего символом фильма, стерильные коридоры и огромные залы с обильным использованием дерева. Всё это работает по той же схеме, что и в «Суспирия», но не следует думать, что я сравниваю эти два фильма. Оба места – школа и отель – имеют свою логику страха, которую нужно открыть. «Оверлук» выглядит вполне обычной горной гостиницей, если бы не некоторые особенности, как тот же ковёр, странным образом резонирующий со всеобщей нормальностью, даже лубочностью загородного отеля. Малое количество деталей компенсируется их грамотной расстановкой. Например, красная уборная. Он совершенно не вписывается в общую дизайнерскую канву и потому создаёт странное напряжение просто своим наличием. Или ванная комната тошнотно-зелёного цвета. Сам цвет ничего не делает, да и комната обыкновенная, но контраст цвета стен и разложившегося мертвеца в ванной делает то, что и задумывалось.

Раз уж мы разбираем дома из фильмов ужасов то «Оверлук» однозначно достоин внимания.   

5.Призрак дома на холме (1999. Ян де Бонт)

Фильм является неудачным ремейком фильма 63-го года с таким же названием.  Отличительной чертой является место съёмки – английское поместье Харлакстон-Манор. Построено поместье в 1837-ом. году в барочном стиле.

Первое, чему должен научиться молодой архитектор, это – думать пятнами, не глядя на рисунок с его жалким линейным скелетом; он должен представлять себе, как солнечный восход озарит его здание и рассеет сумрак; как раскалятся камни и как прохладно будет в щелях; как ящерицы будут греться на солнце, а птицы совьют гнезда в тени

И вновь слова Джона Рёскина отлично обрисовывают ситуацию. Здание наполнено тем самым архитектурным гением, из-за чего хочется им восхищаться. Архитектором выступал Энтони Салвин, но был заменён Уильямом Бёрном. История дома очень долгая, потому мы не будем вдаваться в подробности.

Интерьер помпезный и мы сейчас говорим об интерьер замка в фильме. Огромные тёмные деревья колонн, чёрные эбонитовые статуи в египетском стиле, тяжелый, но прекрасный орнамент и монструозный портрет бывшего хозяина Хью Крэйна, встречающий на лестнице гостей. Специально для фильма была сделана реплика камина из классики «Гражданин Кейн». Спальни по-королевски роскошны и велики. Конечно, это не так готическая атмосфера, достигнутая Гильермо в своём фильме, но прекрасный дом оранжереей и отнимающей дыхание архитектурой немного сглаживают неказистость и неуклюжесть фильма.   

Автор:

Константин Оленич
 

 
 
Share
Прислать
материал
Новое на сайте
Показать еще
Архитекторы
Все архитекторы
События
2019-02-08
Категория события Выставки
2019-02-10
Категория события Выставки
2019-03-02
Категория события Конференции
2019-03-04
Категория события Конференции
2019-05-03
Категория события Конкурсы
Все события