Фрэнк Ллойд Райт

10.10.2018
pic

«Мёртвые архитекторы» - бессмысленное выражение, как и мёртвые писатели, художники или скульпторы. Никто никуда не уходит, просто переселяется в своё наследие. Вот и Фрэнк Ллойд Райт, как один из столпов американской архитектуры начала и середины XX го века, до сих пор жив.

На счету у него было множество домов, целый «органический стиль» и «стиль прерий», продолжателем которых он стал и развил до высочайшего уровня. Но прежде чем стать архитектором и тем более Фрэнком Ллойдом Райтом – архитектором, он прошел через рождение и различные окольные пути, приведшие его туда, где он сейчас.

Дом Роберта Гейла (1893)

Родился он в 1869-ом году (либо 1867-ом.) в семье учителя музыки и учительницы в Ричленд-Сентер, Висконсин. Обучался на дому, в 1885-ом. поступил на инженерный факультет Висконсинского университета. В этом же году его родители развелись, и ему пришлось стать «кормильцем» для матери и двух сестёр. Университет не окончил и уехал в Чикаго… Так что же дальше? Его биографию легко отыскать в сети. Если кратко, то поработав под крылом Луиса Салливана, из конторы которого его ушли, когда узнали, что он «архитектор на стороне», после чего Фрэнк основывает свою фирму, в которой продолжает идеи Салливана - концепцию «органической архитектуры».

Дом Натана Мура (1895, реставрировано после пожара в 1923-ем.)

Вот мы и подошли к главному – «дома прерий» и «органическая архитектура». Здесь всё  довольно просто, но не совсем, впрочем, как обычно.

Из самого названия «органическая архитектура» проистекает, что дом как бы становиться продолжением природы, её частью и постояльцем, не подавляющим её, а взаимодействующим. Дом подстраивается под окружающую его среду и подчеркивает её. Что идёт вразрез с идеями функционализма, когда здание должно отвечать своему назначению. Грубо говоря, когда цех должен выглядеть как цех, а не красивое здание, в которое приятно прийти работать.

Дом Джона Сторера (1923)

«Дома прерий» же выступают как авангард «органической архитектуры». Открытые хитросплетения крыш и орнамента, тёплые древесные цвета стен – от этих домов веет каким-то утраченным уютом и теплом. Но главные архитектурные артефакты это: собственное поместье Талиесин, «Дом над Водопадом» и музей Гуггенхайма.

Талиесин

 Личное поместье архитектора, названное в честь валлийского барда (о чём и так написано в википедии). Поместье несколько раз страдало от пожаров (1914 и 1925) и перестраивалось, поэтому доступные нашему вниманию фотографии принадлежат Талиесин III.

Поместье растянулось по живописной долине и улеглось на холме. Выполнено он в уже устоявшемся на то время для Райта стиле. Это песочного цвета кирпич, много дерева, как материала для дома, так и вокруг. Покатые крыши, стоящие под тупым углом, много окон. Внутри также много дерева. Так и напрашивается не очень удачная аналогия с домом хоббита.   

Дом над водопадом (Дом Эдгара Джей Кауфмана)

Здание, стоящее над водопадом. Кажется, что вода идёт из самого дома, будто он есть вполне природное новообразование камня и древесины. Если смотреть сверху, то здание выполнено в крестообразной форме. На сей раз камень преобладает.

 

Музей Соломона Гуггенхайма

Музей, неоднократно упоминающийся в связи с различными художниками и выставками, был построен в 1959. Проект разрабатывался с 1943. Здание музея Гуггенхайма не нуждается в излишнем представлении. Это уникальная постройка, похожая на спиралевидную чашу, воткнутую в прямоугольник. В отличие от других работ, проект выполнен полностью в белом, за исключением тёмных прожилок стёкол.

Если отстранённо рассматривать его стиль, то он в чём-то несуразен, в чём-то излишен. Слишком вычурно, эклектично и грузно. То тут, то там проскакивают арабески или японский душок, слишком громко и как-то «небрежно». Но при всём этом, если допустить некую субъективную простодушность, то от большинства работ веет неким деревенским уютом и ностальгией, по времени которого никогда не было. Как и с архитектурой Викторианской эпохи, она также излишне вычурна и эклектична, но та особая атмосфера создаёт тот особый шарм, за который мы её и помним.

Дом Эдвина Эйч Чейни (1904)

Автор:

Константин Оленич
 

 
 
Share
Прислать
материал
Новое на сайте
Показать еще