19 февраля

    6 картин, которые стоит увидеть на одесской выставке «‎Время собирать»‎

    В Музее современного искусства Одессы до середины апреля проходит выставка «‎Время собирать»‎, на которой представлены работы из частных собраний четырех украинских коллекционеров. В экспозиции показана история искусств и социальных перемен в Украине за последние сто лет. 

    Куратор выставки Татьяна Лысун отобрала шесть картин, о которых стоит узнать каждому.  

    Владимир Баранов-Россине «‎Пейзаж с кактусом и алоэ»‎ (из коллекции Андрея Адамовского)

    Владимир Баранов-Россине (1888–1944 гг.) с самого начала своей карьеры постоянно был в авангарде художественного сообщества. Еще в одесском художественном училище он подружился с «‎отцом русского футуризма»‎ Бурлюком, в Петербурге выставлялся с художниками из объединения «‎Мир искусства»‎, выставки которых курировал сам Дягилев. Приехав в Париж, сразу попал на выставку VIII Салона. Там же в Париже он вместе с Марком Шагалом, Хаимом Сутиным и Александром Архипенко жили в художественной колонии «‎Улей»‎, напоминающей современный сквот. Читая биографию художника, можно понять все этапы развития искусства начала века. Как истинный авангардист в своем творчестве он также постоянно был в процессе поиска и новых открытий. Год создания «‎Пейзажа с кактусом и алоэ»‎ с выставки «‎Время собирать»‎ не указан, но, судя по стилистике, можно предположить, что он был написан в начале 1910-х гг., в парижский период творчества. В то время художник создавал пейзажи в сезановском стиле — когда форма и объем создаются за счет цвета, а не светотеней.

    Александр Богомазов «‎Абстрактная композиция №5»‎ (из коллекции Андрея Адамовского)

    Богомазов (1880–1930 гг.) был фундатором украинского кубофутуризма. В 1914 г. он опубликовал свой трактат «‎Живопись и элементы»‎. В этот же период он написал «‎Композицию №5»‎ по всем канонам новой изобразительности. В его палитре преобладают насыщенные яркие цвета, а плоскости и линии собираются в конусы и дуги. Геометрия композиции создает ощущение динамики. Проще говоря, в своих исследованиях Богомазов пытался понять, почему одни изображения на полотне волнуют и захватывают, а другие нет, и как художник может достичь акта творения Нового Искусства. Используя форму и цвет он создавал в своих работах не сюжеты, а определенное ощущение.

    Виктор Марущенко «‎Пасха»‎ (из коллекции Бориса и Татьяны Гриневых)

    В зале «‎Украине навсегда»‎ можно увидеть несколько работ Виктора Марущенко (1946–2020 гг). Это фото из архивов художника, где запечатлены ключевые моменты становления украинской независимости с начала 1990-х.

    «‎Пасха»‎ — работа, сделанная  в 1997 г. в селе Кренычи Киевской области, где настоятель отец Александр и паламарь после окончания всенощной подсчитывают пожертвования. Марущенко часто бывал в этом приходе, так как церковь, построенная в 1761 году считается достоянием украинской народной архитектуры и он любил показывать ее своим друзьям. Они были в дружеских отношениях с отцом Александром. Но после публикации снимка в газете «‎День»‎ произошел скандал, так как служитель церкви не имеет права прикасаться к деньгам. После этого фотограф и священник поссорились. Даже если не знать этой истории, то запечатленный момент и выражения лиц героев служит очередным разоблачением нечистоплотности некоторых церковнослужителей.

    Марк Шагал «‎На новой земле»‎ (из коллекции Вадима Мороховского)

    Пробный оттиск ксилографии Шагала  1987–1985 гг)  был сделан для сборника стихов художника «‎Poèmes»‎ изданного в 1969 во Франции. В книгу вошли 31 стихотворение, написанные за полвека жизни. В них много воспоминаний о детстве и юности Шагала, проведенных в родном Витебске. Для издания художник создал 24 оттиска в стилистике своих ранних работ.

    Сальвадор Дали «‎Слоны на облаках»‎ (из коллекции Вадима Мороховского)

    Идея создать иллюстрации к сказкам «‎Тысяча и одна ночь»‎ пришла к Дали (1904–1989), когда он работал над рисунками к Библии. Это может показаться странным, но его друг бывший священник Джузеппе Альберто мечтал обратить Сальвадора на путь христианина и предложил ему взяться за Новый завет. Вместо того, чтобы образумиться, Дали вдохновился проиллюстрировать известный сборник арабских сказок. Альберто не поддержал идею, так как опасался, что Дали снова окунется в мир эротических фантазий. Так и вышло. Серия литографий выполнена в нетипичной для художника манере и напоминает работы французского символиста Гюстава Моро. По воспоминаниям жены Альберто, Дали более увлеченно работал над арабскими сказками, чем над библейскими мотивами, с упоением окунаясь в мир соблазнительных восточных образов. 

    Игорь Гусев «‎Без названия»‎ (из коллекции Вадима Мороховского)

    В 1990-х в Одесском цирке был популярен номер «‎Медведи на велосипеде»‎. Из названия можно понять, в чем суть трюка. В 1998 г. прямо во время представления один мишка загорелся и упал из-под купола цирка прямо на арену. Медведь погиб и номер сняли с  программы. Весь город поминал героического медведя. Гусева инцидент также сильно впечатлил и он написал работу в честь погибшего циркача. На картине изображено голубое мохнатое существо перевернутое вверх-тормашками на детском велосипеде, за которым тянется облако красного пламени. Прошло много лет с тех пор и вот наконец-то в нашей стране запрещен цирк животных. Картина Гусева вполне может быть символом одной победы над человеческой жестокостью. 

    Источник:

    Еще из раздела
    Еще из раздела
    Новое на сайте
    Share