19 февраля
6 картин, которые стоит увидеть на одесской выставке «Время собирать»
В Музее современного искусства Одессы до середины апреля проходит выставка «Время собирать», на которой представлены работы из частных собраний четырех украинских коллекционеров. В экспозиции показана история искусств и социальных перемен в Украине за последние сто лет.
Куратор выставки Татьяна Лысун отобрала шесть картин, о которых стоит узнать каждому.
Владимир Баранов-Россине «Пейзаж с кактусом и алоэ» (из коллекции Андрея Адамовского)
Владимир Баранов-Россине (1888–1944 гг.) с самого начала своей карьеры постоянно был в авангарде художественного сообщества. Еще в одесском художественном училище он подружился с «отцом русского футуризма» Бурлюком, в Петербурге выставлялся с художниками из объединения «Мир искусства», выставки которых курировал сам Дягилев. Приехав в Париж, сразу попал на выставку VIII Салона. Там же в Париже он вместе с Марком Шагалом, Хаимом Сутиным и Александром Архипенко жили в художественной колонии «Улей», напоминающей современный сквот. Читая биографию художника, можно понять все этапы развития искусства начала века. Как истинный авангардист в своем творчестве он также постоянно был в процессе поиска и новых открытий. Год создания «Пейзажа с кактусом и алоэ» с выставки «Время собирать» не указан, но, судя по стилистике, можно предположить, что он был написан в начале 1910-х гг., в парижский период творчества. В то время художник создавал пейзажи в сезановском стиле — когда форма и объем создаются за счет цвета, а не светотеней.
Александр Богомазов «Абстрактная композиция №5» (из коллекции Андрея Адамовского)
Богомазов (1880–1930 гг.) был фундатором украинского кубофутуризма. В 1914 г. он опубликовал свой трактат «Живопись и элементы». В этот же период он написал «Композицию №5» по всем канонам новой изобразительности. В его палитре преобладают насыщенные яркие цвета, а плоскости и линии собираются в конусы и дуги. Геометрия композиции создает ощущение динамики. Проще говоря, в своих исследованиях Богомазов пытался понять, почему одни изображения на полотне волнуют и захватывают, а другие нет, и как художник может достичь акта творения Нового Искусства. Используя форму и цвет он создавал в своих работах не сюжеты, а определенное ощущение.
Виктор Марущенко «Пасха» (из коллекции Бориса и Татьяны Гриневых)
В зале «Украине навсегда» можно увидеть несколько работ Виктора Марущенко (1946–2020 гг). Это фото из архивов художника, где запечатлены ключевые моменты становления украинской независимости с начала 1990-х.
«Пасха» — работа, сделанная в 1997 г. в селе Кренычи Киевской области, где настоятель отец Александр и паламарь после окончания всенощной подсчитывают пожертвования. Марущенко часто бывал в этом приходе, так как церковь, построенная в 1761 году считается достоянием украинской народной архитектуры и он любил показывать ее своим друзьям. Они были в дружеских отношениях с отцом Александром. Но после публикации снимка в газете «День» произошел скандал, так как служитель церкви не имеет права прикасаться к деньгам. После этого фотограф и священник поссорились. Даже если не знать этой истории, то запечатленный момент и выражения лиц героев служит очередным разоблачением нечистоплотности некоторых церковнослужителей.
Марк Шагал «На новой земле» (из коллекции Вадима Мороховского)
Пробный оттиск ксилографии Шагала 1987–1985 гг) был сделан для сборника стихов художника «Poèmes» изданного в 1969 во Франции. В книгу вошли 31 стихотворение, написанные за полвека жизни. В них много воспоминаний о детстве и юности Шагала, проведенных в родном Витебске. Для издания художник создал 24 оттиска в стилистике своих ранних работ.
Сальвадор Дали «Слоны на облаках» (из коллекции Вадима Мороховского)
Идея создать иллюстрации к сказкам «Тысяча и одна ночь» пришла к Дали (1904–1989), когда он работал над рисунками к Библии. Это может показаться странным, но его друг бывший священник Джузеппе Альберто мечтал обратить Сальвадора на путь христианина и предложил ему взяться за Новый завет. Вместо того, чтобы образумиться, Дали вдохновился проиллюстрировать известный сборник арабских сказок. Альберто не поддержал идею, так как опасался, что Дали снова окунется в мир эротических фантазий. Так и вышло. Серия литографий выполнена в нетипичной для художника манере и напоминает работы французского символиста Гюстава Моро. По воспоминаниям жены Альберто, Дали более увлеченно работал над арабскими сказками, чем над библейскими мотивами, с упоением окунаясь в мир соблазнительных восточных образов.
Игорь Гусев «Без названия» (из коллекции Вадима Мороховского)
В 1990-х в Одесском цирке был популярен номер «Медведи на велосипеде». Из названия можно понять, в чем суть трюка. В 1998 г. прямо во время представления один мишка загорелся и упал из-под купола цирка прямо на арену. Медведь погиб и номер сняли с программы. Весь город поминал героического медведя. Гусева инцидент также сильно впечатлил и он написал работу в честь погибшего циркача. На картине изображено голубое мохнатое существо перевернутое вверх-тормашками на детском велосипеде, за которым тянется облако красного пламени. Прошло много лет с тех пор и вот наконец-то в нашей стране запрещен цирк животных. Картина Гусева вполне может быть символом одной победы над человеческой жестокостью.