Театры: пять известных архитектурных шедевров

05.11.2018

Буквально на днях прошла мировая трансляция «Короля Лира» с Йеном Маккаленом в главной роли. Это следовало сделать заранее, но мы постараемся восполнить эту лакуну сейчас. Давайте поговорим о театре.
Для некоторых людей окажется огромным чудом, что люди ещё ходят в театр. И, как мы видим, театр и сам идёт к людям. Подобные трансляции проходят не первый год, но речь идёт не о них. Титан театра навсегда вошел в корневище европейской культуры (именно о ней мы будем говорить) из которой никуда не собирается уходить. Театр навсегда останется тем волшебным местом, закулисье которого привлекает и пугает, а сцена восхищает и ужасает. Давайте же рассмотрим известнейшие театры, не утратившие силы до сих пор.

Краткая историческая справка, демонстрирующая (едва ли) сложный путь театрального искусства и то, почему оно не может так просто умереть, как думают некоторые. Театральное искусство и актёрское мастерство долгое время воспринималось как нечто не достойное уважения и вообще глуповатое. Это объясняется тем, что театральное, в отличие от других форм искусства XVI-го. века доступен всем, так как являлся сочетанием грубоватого «уличного» юмора и примитивной морали с влиянием античного искусства, ну и средневековыми отголосками, так как церковь уничижала подобную деятельность.

...Убийства и разоблачения, общие и частные, развязки как внезапные, так и неумолимые, мелодрамы с переодеванием на всех уровнях, включая философский. Мы вводим вас в мир интриги и иллюзии... клоуны, если угодно, убийцы - мы можем вам представить духов и битвы, поединки, героев и негодяев, страдающих любовников - можно в стихах; рапиры, вампиры или то и другое вместе, во всех смыслах, неверных жен и насилуемых девственниц - за натурализм надбавка, - впрочем, это уже относится к реализму, для которого существуют свои расценки…

Т. Стоппард «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

 

В Средние века, если постановки и проходили, то в основном на библейский мотив. Конечно, были бродячие актёры, сочетавшие песни, пляски, забавные истории. Благодаря таким драматургам как Кристофер Марло, Бен Джонсон и, конечно, Уильям Шекспир театр постепенно стал преображаться. Но мы лишь кратко пробежались по Великой Британии… в общем, история слишком обширна и неохватна, потому перейдём к архитектуре.

1.Royal National Theatre (Англия. Лондон)

Конечно, Королевский Театр. Огромный комплекс, состоящий из Театра Оливье, Театра Литтлтон и Театра Дорфман. Строился с 1962-1977, что и ясно при таких-то масштабах. Вокруг здания были некоторые трения, в частности, связанные с его архитектурой.
Сооружение напоминает бетонный остров из конструкторных блоков. Внушающая размерами, формами, тяжестью, немой фаталистичностью "новостройка"не всем пришлась по вкусу. Здание театра всегда ассоциируется с чем-то прекрасным, лёгким, тогда как тут ничего подобного нет. С точки зрения архитектурного стиля, здание выполнено в особой форме модернизма называемым брутализм, отец которого небезызвестный Ле Корбюзье.

Стиль брутализма разработался в 1970-ом. Особенностями стиля выступают его функиционализм, крупномасштабность, граничащая с «титанизмом», полное отсутствие декорированных частей, как в экстерьере, так и интерьере.
Проект «Королевского» разрабатывали сэр Дэнис Лесдан, Питер Софтли и фирма Flint & Neil.
Смущение граждан по отношению к архитектуре Национального тогда, можно сравнить с относительно недавним скандалом вокруг Театра на Подоле. Но, так или иначе, лондонцы смирились, и теперь здание стало одной из архитектурных достопримечательностей города.

Интерьерно всё также чисто, монотонно, но в хорошем смысле. Нет ничего лишнего, будто архитекторы не хотели оскорбить грубый бетон излишествованиями.
Так как это театр, акустика, функциональные (театральные особенности) играют первостепенную роль. Акустически залы спроектированы отлично, чтобы ни один звук не пропал бесследно. Также обстоит с технологичесикими аспектами сцены и тому подобного – всё на высоте.
Что тут говорить – Королевский национальный признанно один из мощнейших театров как с точки зрения искусства театрального, так и архитектурного.

2.Harold Pinter Theatre (Англия. Лондон)

Открыт был 137 лет назад в 1881-ом. году под названием Королевский театр комедии, но позже, в 1884 был переименован в просто Театр комедии. Спроектировал его известный театральный архитектор Томас Верити, а построен был всего за шесть месяцев.

Фасад отделан стукко и стилизирован под античность. В интерьере превалирует барочный стиль с пышными канделябрами, гипсовой плюмажью цветов. Зал вмещает всего 796 мест, хотя в изначальном проекте вмещал 1180.

После Первой мировой войны, театр стал пользоваться большей популярностью, ввиду всеобщего упадка и депрессии народ нуждался в комедии. Конечно, ставилась/ставиться не только комедия, но театральное амплуа, так или иначе, комедийное.
В середине 50-х. был отреставрирован.

Переименован в честь Гарольда Пинтера - нобелевского лауреата 2005-го., драматурга, актёра, сценариста.

3.The Old Vic (Англия. Лондон)

Несмотря на свою долгую историю, это один из тех театров, который пытается привлечь внимание к театральному искусству. В общем-то, все театры указанные выше, также вышли на тропу привлечения внимания. Old Vic не очень велик. Вместимость всего 1087 человек.
Основан в 1818-ом. году, но перестраивался в 1871, 1880, 1902 и ещё много раз, последний раз в 1983-м. Основывался под названием Королевский Кобург-театр, но в 1833-м. был переименован в Королевский Викторианский театр. Название Олд Вик – это народное сокращение, прижившееся и занявшее место полноценного имени.

Архитектором выступил Рудольф Кабанел – немецкий архитектор, инженер. Внешне это продолговатое здание с белым фасадом и отходящем от него тёмным прямоугольником. Архитектура не выглядит строгой, но при этом всё лишено излишнего украшательства, ненужной яркости. На своё время театр не был особо технологичным, потому был скован в разнообразии постановочного материал. Сейчас положение сменилось, но по причине не больших размеров, но всё также остаётся небольшим.

Театр пользуется большой популярностью. Постановки не прекращались и, надеемся, не прекратятся ещё очень долго. "Вик" заслуживает нашего внимания как прекрасный театр, так произведение архитектуры – он действительно создаёт особый театральный шарм, из-за чего особенно чувствительные захотят не просто посетить его залы, но стать их частью. Есть ещё театр Янг Вик – молодой, отделившийся от Олд, в котором осталась «старая гвардия».

4.Сиднейский оперный театр (Австралия. Сидней)

Конечно, нельзя обойти вниманием Сиднейский оперный театр, ну, как минимум нам стоит покинуть туманные острова и посетить другие страны. Уверен, что вы все его уже видели неоднократно. Он стал неотъемлемой частью наших представлений об Австралии, приходит с первыми мыслями о ней. Может даже показаться чем-то глупым, банальным что-то писать о столь известном достоянии, но почему нельзя отдать ему должное ещё раз?

Этот монумент является доказательством архитектурного гения Йорна Уотзона. Рождение титана отняло четырнадцать лет. В общей сложности, включая Концертный Зал, Театр Джоан Сазерленд, Драматический, Оперный, Студию и Playhouse, Сиднейски может вместить 5738 зрителей. Само здание выполнено в стилистике модернизма, но в отличие Королевского театра, оно более экспрессионистично, но при все своей массе, за счёт уникального дизайна не кажется тяжелым, грузным. Скорее наоборот, он похож на несколько крыльев или спину ракообразного, волну, разрезающую саму себя, морскую пену.

Заглянем же внутрь.

Отсутствие броских украшений, излишеств, лёгкий минимализм линий, форм – всё так, как ожидаешь от высококультурного архитектурного произведения. Естественный свет, пленённый огромным конструктом окон. Здание интересно с архитектурной перспективы не только своим дизайном, но конструкцией. Используя паутинообразную оболочку, которая, собственно, создаёт те самые раковины - конструкция поддерживает сама себя. Всё работает на физике. Подобные сооружения используются Ричардом Фуллером, Норманом Фостером, Кэндзо Тангэ и другими.

5.Национальный центр исполнительных искусств (Китай. Пекин)

В продолжение Сиднейскому оперному, рассмотрим ещё один пример использования паутинообразной оболочки в постройке.
Постройка заняла шесть лет с Декабря 2001-го. по Декабрь 2007-го. Общая вместимость: 5473 мест (Оперный зал: 2416; Концертный зал: 2017; Театральный зал: 1040).
Здание имеет форму в народе называемую «яйцо», хотя по факту он больше овальной формы ежели яйцевидной. Архитектором выступил француз Поль Андрё. Снаружи многого не опишешь, так как это гладкий стеклянный купол с титановым каркасом. Внутри же находится искусственное озеро, зелёные насаждения вокруг которого организуют небольшой парк, три главных зала, библиотека, кафе, галерея.

Самый главный зал – Оперный. Он выглядит более пышно, если можно так сказать, ведь здесь, как в предыдущих, нет такого явного стремления к излишнему показушничеству. Далее идёт Концертный, выполненный в серебристых тонах. По цветам их можно расположить так: Оперный – золотой. Концертный – серебряный. Театральный – древесный, с красным оттенком. Последний предназначен для постановок традиционного китайского театра, посему выполнен с учётом всех необходимых для этого особенностей.


В концертном зале имеется орган на 6500 труб, что делает его самым большим на Дальнем Востоке.
Национальный театр Пекина является достоянием архитектурной мысли островом, спящим китом по среди урбанистического леса для театрального искусства.

Автор:

Константин Оленич
 

 
 
Share
Прислать
материал
Новое на сайте
Показать еще
Архитекторы
Все архитекторы
События
2018-11-23
Категория события Презентации
2018-11-29
Категория события Презентации
2018-12-05
Категория события Выставки
2018-12-06
Категория события Выставки
Все события