Траст: любовь к искусству и жестокость Джона Гетти

22.10.2018

Скорее всего, имя Жана Поля Гетти (Jean Paul Getty) – для удобства будем называть его Джоном Полом Гетти – известно нам благодаря сериалу «Траст» и фильму «Все деньги мира», которые, в основном, вертятся вокруг его скупость, по отношению к собственному внуку Джону Полу Гетти III, которого в 1973-ем. похитили в Риме и потребовали за него выкуп, на момент действий внуку было шестнадцать лет. Дедушка отказывался на протяжении пяти месяцев выплачивать похитителям семнадцать миллионов и даже после того, как те прислали отрезанное ухо шестнадцатилетнего, тот не уступал. Но это не «весь Гетти». Есть Гетти, о котором упоминается лишь вскользь – Гетти ценитель античности. Давайте же узнаем о нефтяном магнате и его страсти к античности, переросшей в целый музей. Все произведения связанные с фамилией Гетти обязательно начинают рассматривать крамольную историю с похищением. Так или иначе, ни сериал, ни фильм, ни эта статья не могут пролить свет на личность Джона Пола Гетти, но мы попытаемся обратить внимание на то, чему всеми иными уделялось не так много времени, а именно - искусство.

Не хочется говорить, что Пол Гетти был злом, но даже злу присущ высокий вкус.

Гетти лично

Однажды, трудно сказать в какой момент, Джон Гетти буквально влюбился в античное искусство и начал его коллекционировать.   Древнегреческие и древнеримские, этрусского и гомеровского периодов произведения искусства. От амфор, кратеров и до статуй и фресок. Он всегда был человеком "вкуса", но не с таким рьяным фанатизмом коллекционера.

в исполнении Кристофера Пламмера в фильме "Все деньги мира"

У меня четырнадцать внуков, если я сегодня заплачу один пенни, тогда у меня будет четырнадцать похищенных внуков

и Дональда Сазерленда в сериале "Траст"

Исторический экскурс

"Золотой Дом" Нерона

Всякому великому времени соответствует великая архитектура.

 Говорить о древнеримской архитектуре в отрыве от древнегреческой - невозможно, так как первая развивалась на основе второй. Древнеримская архитектура, в отличие от греческой, отличалась пышностью и помпезностью, свойственную империям. Если виллы древних греков отличались от жилища обычного горожанина лишь размером, то виллы древних римлян уже соответствовали нашему пониманию роскоши. Роскошь предназначалась зданиям «муниципальным» в первую очередь храмам, театрам. Так как домом занималась женщина, мужчина, в основном, проводил время где угодно. Отсюда и украшения городских парков – мест сбора. Жильё же были простыми, порой, лишенное удобств. Только дворцы имели ванные комнаты. Даже у богатых людей жилища были скудными на украшения. Дома были сугубо функциональными. Комнат было не много: склад, кухня, спальня. Всё это чем-то отдалённо напоминает скудное убранство хаты. До войны с персами (499-449 до н.э.) дома не обносились заборами. От подобного «пренебрежения» к украшательству жилишь, усиливается развитие скульптуры и изобразительного искусства. Покидая своё глиняное, скудно украшенное «лежбище», греку хотелось увидеть нечто прекрасное, изящное. Подобную тенденцию можно встретить в Средние века, когда сельские жители приходили в храмы не столько за «божественным», сколько чтобы поглазеть на все эти расчудесные, странные украшения, которые им больше нигде не увидеть.

 Если вспоминать Спарту, том всё было, как мы понимаем – аскетично. В отличие от греков, которые роскошествовали вне дома, «вкушали пищу лёжа» и вообще любили подушки и удобство, то спартанцу, как воину, необходимо быть в тонусе, потому спали они на деревянных необработанных лежанках. Это уже нам очевидно, что человеку необходим здоровый и удобный сон, но для Спарты это уже ненужное излишество. 

Устройство древнегреческого дома

Римский интерьер пошел иным путём. Римляне признавали, что много переняли у греков, но их развитие, как архитектуры, так и искусства вполне можно называть «вторым возрождением эллинского искусства». Древнеримская архитектура развивалась за счёт имперских амбиций римского этноса. Идея империи, возвышения и всего в этом духе выступает огромным топливом для построек вроде Колизея или «Золотого Дома» Нерона.

Архитектура становится ведущим искусством. Например, тот же интерьер «Золотого дома», как пишут историки, был украшен слоновой костью, обшит золотом и драгоценными камнями, а с «потолка сыпались живые цветы». В частности, император Гелиогабал устроил пир с таким количеством цветов, что «люди буквально начинали задыхаться от них». Это же сколько цветов там было? Или у них был настолько сильный аромат? Отсюда и черпал вдохновение Сведомский для полотна «Погребение в цветах». В любом случае, помпезность римских пиров и без подобных преувеличений вошла в историю.

Древнеримский дом

Римляне подчёркивали своё «имперство» именно архитектурой. Конечно, скульптура никуда не пропала и также была в почёте, но за счёт архитектурного изваяния можно подчеркнуть своё величие и войти в историю.

Так или иначе, жильё патрициев по сравнению с жильём знатных греков выглядели куда более цивилизованно, так как «дом – лицо хозяина». Стены комнат расписывали, порой даже в стиле их функциональной принадлежности комнаты или положением самого владельца дома. Грубо говоря, подчёркивая своё особое место в иерархии. Да, греки тоже расписывали стены, но в основном в комнатах для мистерий в храмах или просто для общего увеличения пространства комнаты. Правда, как писалось выше, греки не часто сидели дома, потому не было необходимости для столь пышных украшений. Римлянин же, при всей его «полисности», любил находиться у себя в «крепости». Украшения дома служили не только подчёркиванием собственного положения, но и выступали объектами личного восхищения. Грубо говоря, изменилось восприятие жилого места - оно становилось таким, что его можно и не покидать без надобности. Перистиль – внутренний сад, в котором хозяин наслаждался тишиной и уединением, считался гордостью дома, потому большая часть украшений находилась именно там.

Вилла Папирусов и "Вилла Гетти"

И так, «вилла Папирусов». Название связано с найденной там библиотекой, в которую входили свитки Тита Лукреция Кара, его учителя Эпикура, Хрисиппа и других. Также там были найдены бронзовые статуи, в частности «Отдыхающий Гермес». Усадьба была найдена приблизительно в 1740-ом. Находится вилла в Геркулануме и была разрушена монструозным вулканом – Везувием. Собственно, благодаря чему так хорошо сохранились папирусы и украшения. Погребенные под толщами пепла они смогли дождаться археологов.

Раскопки несколько раз приостанавливались: в 1765-ом. и 1998-ом. Первый раз из-за высвобождения подземных газов. Второй раз, более прозаично – закончилось финансирование. Поэтому она раскопана лишь частично. Но благодаря Джону её копию воссоздали в Лос-Анджелесе, а недостающие части были дополнены другими произведениями античной эпохи. В 1974-ом. музей был открыт и назван «Музеем Гетти». Что любопытно, в 50-х. Джон Пол перебирается в Великобританию и с тех пор не возвращается в Соединённые Штаты. В Англии же и умирает (1976-ой.). По сути, его музей становится неким приношением, даром для США. Все деньги Пол завещал музею. И тут началось. Музей начал яростное коллекционирование экспонатов различных эпох, что привело к необходимости увеличения пространства музея. К примеру, в «центре Гетти» находятся картины Ван Гога, Рембрандта и других. Мы же будем говорить именно о вилле. Пристройка «центра Гетти», выполненная известным американским архитектором Ричардом Мейером не будет затронута. Название «вилла Гетти» было приобретено в 1997 году после реконструкции.

На «вилле» содержаться античные произведения искусства, остальная коллекция – в «Центре». Внешне, это древнеримская двухэтажная усадьба с колоннами, сочетающими белый и коричневый цвета. Пастельные тона и высочайший уровень архитектурного искусства действительно говорят о том, что ты пришел в древнеримский музей. Полы и внутренние колонны отделаны мрамором, стены нежно покрывает неброская изморозь редких геометрически-цветочных узоров. В отличие от греков, которые использовали достаточно яркие краски для украшения стен и скульптур – они их тоже раскрашивали – римляне были в этом несколько более сдержаны и весь упор сделали на форму и выражение. Колонны с цветочными капителями (ионический стиль) поддерживают балконы как внутри, так и во внутреннем саду.

а вот так "Вилла Гетти" выглядит с высоты птичьего полёта

Главный вход, над которым красуется надпись «Музей Джона Пола Гетти» ведёт в атриум, в потолке которого проделано отверстие для света и дождевой воды, собирающейся в бассейне под ним (комплювий и ипмлювий). Из атриума можно попасть в сад.

Выставка выставлена таким образом, чтобы её можно было рассмотреть просто идя по коридору, так как все комнаты соединены между собой.

Сад высажен растениями свойственными для римской местности: кипарис, олеандр и т.д. Во внешнем саду расположился большой бассейн с бронзовой статуей, возлежащей на камне. Сада всего четыре: внешний, внутренний, восточный и травяной. В каждом саду установлены фонтаны и скульптуры. Застывшие в движении юноши и выглядывающие между листиками лавра, как бы заигрывая с посетителем. Многие статуи являются копиями бронзовых статуй найденных на «вилле».

В саду каждом саду много скамей, чтобы можно было почувствовать себя римлянином, восседающем в своём имении. «Внутренний сад» также имеет бассейн, но меньших размеров.  

«Садовый сад» выступает как бытовой сад древности, в которых выращивались фруктовые деревья.  В нём расположились  пруды с рыбками и  бронзовые фонтаны.

Этот музей выступает античным островком, оплотом античности – помимо самих Греции и Рима – в котором дух Великого Пана до сих пор пронизывает каждый плод и каждое деревце. А всё это стало возможным благодаря интересам эксцентричного магната, никогда не отличавшегося филантропией. И самое главное – вход совершенно бесплатен.

Вот так, ради музея, на который после открытия так и не взглянул, Джон Пол Гетти сделал огромнейший вклад в коллекционирование античного и всемирного искусства и покинул мир в другой стране.

Курос

Автор:

Константин Оленич
 

 
 
Share
Прислать
материал
Новое на сайте
Показать еще
Архитекторы
Все архитекторы
События
2018-11-23
Категория события Презентации
2018-11-29
Категория события Презентации
2018-12-05
Категория события Выставки
2018-12-06
Категория события Выставки
Все события